Ольга Романова
сентябрь 2016.
2866

Как понимать сюрреализм в кино?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Думаю, что кино в этом смысле никак не отличается от живописи: сюрреализм точно также подвержен разбору с тз психоанализа (в отношении Дэвида Линча этим с большой охотой занимался, например, Славой Жижек), вольных ассоциаций зрителя или обнаружения в диковинном образе - отражения реальности (например, "Кровь поэта" Жана Кокто - это восхитительный пример аллегоричного рассказа про жизнь поэта в самом широком смысле этого слова, где практически каждую сцену можно избрать как иллюстрацию творческого пути).

5
Прокомментировать

Сюрреализм в кино появляется в период позднего немого кино, прямо перед приходом звука, который, во многом, и поспособствовал торможению (а где-то почти полному искоренению) авангардных поисков независимых (или зависимых) художников. 

Появление "странного" и "непонятного" кино, многих представителей которых, впрочем, нередко клеймили сами сюрреалисты во главе с Андрэ Бретоном, связано с несколькими важными явлениями. 

Во-первых, в большинстве европейских стран (в Голливуде авангардных движений не было, но говорить о полном отсутствии нового искусство в их фильмах нельзя, там своя история была), в период Первой мировой войны, появляются теории, впервые в истории обозначающие кинематограф отдельным видом искусства, обособленным от всех других. Во Франции, к примеру, кино так и окрестили - "Седьмым искусством" и искали в материале жизни так называемую фото- и киногению. Дзига Вертов в СССР призывал избавиться от художественного кино, в пользу нового документального, поскольку, по его мнению, именно такое кино и составляет его подлинный язык и подлинную природу.

В этом контексте, прежде всего немецкие и французские художники (очень редко именно кинематографисты-профессионалы) снимают, а вернее складывают в монтажных коллажах фильмы "без сюжета и интертитров". Они строятся по принципам новых художественных течений, вроде кубизма и конструктивизма. (См. работы Ман Рэя, Вальтера Рутманна, Ганса Рихтера и Фернана Леже)

Позже появляются люди, с более решительными намерениями разрушения традиционного линейного повествования и киноязыка. И если дадаисты в своем программном (и, впрочем, единственном) фильме "Антракт" на первый план выводят обман ожидания и иррациональное постижение окружающего мира, то, вслед за ними, уже сюрреалисты, используют фрейдистские мотивы и логику сна. (см. Жермен Дюлак, отдельные работы Г.В. Пабста и, конечно, Бунюэля и Дали)

Как ни странно, но ранние киносюрреалисты черпали свое вдохновение и у советских режиссеров, в частности у Эйзенштейна и Вертова. Увидев, какую экспрессию и чувственность те сумели найти в изображении человеческого лица и умелого вплетения его в ритм и структуру монтажа, авангардисты устремили свой взор на реальную жизнь, отказавшись от кубиков и линий, признав их не имеющими отношения к истинному киноязыку. 

Грубо говоря, появление в кино сюрреализма связано в первую очередь с поисками формы и языка кино, признанием его искусством и "искусством важнейшим".

1
Прокомментировать

Абсолютно согласен с SHYAN PAUL в плане того, что сюрреализм понимается каждым его практикующим по своему. Загонять сюрреалистическое искусство (кино, живопись, скульптуру и прочее;) в какие бы то ни было рамки неправильно по определению. Его суть - личные творческие фантазии автора в призме социальных, философских, национальных и ещё бог весть каких факторов неподдающихся анализу. 

Начиная с двадцатых годов прошлого столетия, каждое новое поколение художников и кинематографистов рождало сюрреализм заново и их искусство абсолютно не подходило под определения данные основателями. Те же французы из утопических и даже во многом пугающих общественное мнение произведений начала XX века (Фернан Леже «Механический балет»), превратили сюрреалистический кинематограф прошлого десятилетия в мистичекую сказку (Дидье Фантан «Бесконечность»), а в этом американцы и вовсе сделали комедией:

Во что это направление киноискусства превратится завтра неизвестно и давать определения самому изменчивому и необъятному жанру кинематографа не имеет смысла. Пусть каждый понимает как хочет, а ещё лучше творит без оглядки на критиков.     

0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить