Владимир Кивич
сентябрь 2016.
10461

Художник XXI века, кто он и какая у него миссия?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
14
3 ответа
Поделиться

Художник XXI века одновременно отвечает на вопрос прохожего "Какой же ты художник, если даже я так смогу?" или "За такое разве не сажают?" и сам задает вопрос "А кто ты?"

Современное искусство отказывается от искусности и мастерства в привычном понимании и прячется глубоко внутри сознания художника и ищет такого же глубинного феноменологического отклика у зрителя. То-есть современные художники искусно придумывают идеи, события со зрителем, а КАК это воплотить - вопрос позапрошлого века.

Современный художник - это герой, противостоящий сильнейшим противникам, делающими его ремесло ненужным. Фотография изменила живопись, звукозапись изменила музыку, телевидение изменило кино, интернет изменил литературу. Качественные технологии тиражирования и комбинирования, все эти трехмерные принтеры, рисующие нейросети неизбежно меняют все жанры искусства. Художник ищет прописку в мире смыслов, вещей и форм, свое уникальное место, где бы он поднял знамя выше Машины. ) Он хочет сделать некопируемое в мире совершенных копий.

Машина умеет делать ровно, красиво, натуралистично, похоже, надежно и даже хаотично. Машина (мифологическая) ведет за собой людей (мифологических), увлекает их, меняет их привычки. Люди и машины как бы сотрудничают и дополняют друг друга, они часто похожи по поведению. Художник же делает наоборот: не ровно, не похоже, не правильно, спонтанно, телесно. Он кричит о том, что у него все еще 2 руки, 2 ноги, 2 яйца, болят раны и течет кровь. А у машины - нет! И это заявление сейчас важнее и интереснее для многих, чем то, что он может нарисовать интересную, реалистичную картину или похожий портрет. Он не исполняет (как машина), а проектирует, провоцирует, изобретает (как Человек с большой буквы). Машине нужны люди, чтобы измениться, и людям нужны машины для того же. А художники хотят сами себя менять, осознанно, и надеются, что заразят этим людей. А если возникнет умная машина, то художник будет стоять у ее истоков.

Когда-то художники учили людей видеть образ Божий, когда-то показывали величие человека, природы, потом было величие машины, когда-то что-то еще, ну вы знаете историю искусств. Кроме того, раньше художники были ходячими чудесами техники, почти волшебники, они создавали пространство на плоской стене храма, не фиговый аттрацкион для 14-го века, покруче современного Аймакса. А современный художник не является технарем потому, что подражать реальности не так уж трудно. Сегодня художники учат нас не быть машинами. Вместе с писателями, дизайнерами, философами и даже духовниками. Все учат по-разному, но все понимают, что это важно и даже оригинально. 

Если бы да Винчи жил сейчас, разве живопись его бы интересовала? Еще одна загадочная улабка? Как бы не так! ) Его бы интересовало одно - быть на переднем крае знаний и умений, где он в свое время и был! Его бы интересовали нанотехнологии, энергетика, искусственный интеллект (сложный и интересный, как Тайная Вечеря). Его нейросети, наверное, лучше всех распознавали бы и создавали визуальные образы.

Кстати, слово искусство сильно связано в головах обывателей с картинами и скульптурами. Если неожиданно сказать «Искусство!», мы вспомним зал Эрмитажа или Лувра, верно? Мона Лиза… греческие скульптуры. ) Литераторов и музыкантов мы вспомним не сразу… Вот если бы современное искусство, так не похожее на Дискобола и Джоконду (все эти инсталляции, редимейды и перформансы) называли не искусством, а скажем Предметной Поэзией… или Открытым Театром! Тогда бы, наверное, не было столько негодования от ожидавших посмотреть на цветы в вазе, а увидевших акулу в формалине. Они бы сразу шли в открытый театр и все – что не понятно? )) И говорили бы так: «был сегодня на вечере поэзии вещей, так интересно! Мне запомнилась одна комната с текстом «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», и в центре комнаты, прикинь, акула в формалине, вот это сильно подмечено!

5
0
Прокомментировать

Художник в XXI веке и художник XXI века это разные вещи. Понятие художника сильно размылось. В XX веке искусство разделилось на low art и high art. В первом случае вам не надо обладать профессиональными навыками для создания произведения искусства, во втором надо обязательно. И чем дальше мы идем, тем больше начинает доминировать low art. Ритм жизни ускоряется, времени становится всё меньше. Человек может за час перед монитором просмотреть 1000 картинок в интернете. А на некоторых картинках будут произведения искусства, на которые создатели тратили годы. Непритязательный зритель скорее посмотрит новые произведения через монитор, чем пойдет или поедет на выставку. Выставки во многом потеряли свою функцию шоу, представления новинок. По этим и многим другим причинам ценность мастерства падает. Лучше попробовать побольше всего разного и быстрого, нащупать из многих тем одну, что выстрелит, проверив множество разных. Что-то действительно выстреливает, художник получает минуту славы. Минуту по меркам тысячелетий истории искусства. Акционизм, претенциозность становятся мейнстримом художника XXI века.  Популярность, широкая огласка, имя как торговая марка - это тот путь. Причем не важно бизнес ли это проект, или просто человек жаждет славы. А возможно и просто хочет поднять перед обществом какие-то проблемы. 

Тем не менее если вы все же художник в XXI веке, то это немного о другом. Куда мы идем - сложный вопрос. Но нужно помнить , например, что просто исходя их определения искусства, нельзя забывать об эстетическом удовольствии, которое должен получать зритель. А также нужно задумать над тем, что делало великих художников прошлого великими. Думаю главная задача художника - оставить что-то после себя. А оставались, как правило, художники которые работали над вечными филосовскими темами или были летописцами своего времени. Демон Врубеля вечен. Над ним задумался бы и человек, живший в XI веке, конечно же с позиций своего мировоззрения, и человек XXI века и человек, что будет жить через 500 лет. Также как бесценны произведения искусства, отражавшие важные исторические события своего времени или просто быт. 

Отсутствие сути и прочие проблемы, поднятые в вопросе безусловно присутствуют. Но они не создают тупика. Много ли сути в натюрмортах голландцев или пейзажах Бирштадта? Да на самом деле нет. Она есть, но она просто и понятна всем. А много ли из известных сейчас художников поднимают религиозные темы, не ради кича и осмеяния? А где сложный символизм? Не мейнстрим? Ну тогда это к первой части - где быстро и без умений. Порой надо заточить себя в башню из слоновой кости лет на 10, работая над техникой, созерцая себя. А хороший коллекционер есть и сейчас. Вы работаете не на фэйсбук, а на человека, который не светится, но собирает свою коллекцию, о которой сейчас никто не знает, но может лет через 100 именно она будет ездить по всему миру и греметь. 

Проблема в том, что многим хочется всего здесь и сейчас. А настоящие художники растят себя десятелетиями. 

Немного в дополнение порекомендую обратить внимание на картины David Gluck, Jeremy Mann, Jeremy Lipking, Jaoming Wu, Carlo Russo. Да полно сейчас художников, которые просто работают. Хорошо работают, и стоят дорого. Думаю и через 100 лет о них будут помнить и стоить они будут больше.

5
-3
Прокомментировать

Художник в любые времена - творец вне китча, рынка и "модных" течений. (http://taron.ru/)

Сегодня, к сожалению, художники основные усилия тратят не на создание произведений искусства, а на создание популярной торговой "марки" (http://www.bbc.com/russian/blogs/2014/12/141208_blog_konchalovsky_art_market_article)

2
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью