Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Художник XXI века — кто он и какая у него миссия?

ОбразованиеИскусство и культура
Владимир Кивич
  · 10,9 K

Художник в XXI веке и художник XXI века это разные вещи. Понятие художника сильно размылось. В XX веке искусство разделилось на low art и high art. В первом случае вам не надо обладать профессиональными навыками для создания произведения искусства, во втором надо обязательно. И чем дальше мы идем, тем больше начинает доминировать low art. Ритм жизни ускоряется, времени становится всё меньше. Человек может за час перед монитором просмотреть 1000 картинок в интернете. А на некоторых картинках будут произведения искусства, на которые создатели тратили годы. Непритязательный зритель скорее посмотрит новые произведения через монитор, чем пойдет или поедет на выставку. Выставки во многом потеряли свою функцию шоу, представления новинок. По этим и многим другим причинам ценность мастерства падает. Лучше попробовать побольше всего разного и быстрого, нащупать из многих тем одну, что выстрелит, проверив множество разных. Что-то действительно выстреливает, художник получает минуту славы. Минуту по меркам тысячелетий истории искусства. Акционизм, претенциозность становятся мейнстримом художника XXI века.  Популярность, широкая огласка, имя как торговая марка - это тот путь. Причем не важно бизнес ли это проект, или просто человек жаждет славы. А возможно и просто хочет поднять перед обществом какие-то проблемы. 

Тем не менее если вы все же художник в XXI веке, то это немного о другом. Куда мы идем - сложный вопрос. Но нужно помнить , например, что просто исходя их определения искусства, нельзя забывать об эстетическом удовольствии, которое должен получать зритель. А также нужно задумать над тем, что делало великих художников прошлого великими. Думаю главная задача художника - оставить что-то после себя. А оставались, как правило, художники которые работали над вечными филосовскими темами или были летописцами своего времени. Демон Врубеля вечен. Над ним задумался бы и человек, живший в XI веке, конечно же с позиций своего мировоззрения, и человек XXI века и человек, что будет жить через 500 лет. Также как бесценны произведения искусства, отражавшие важные исторические события своего времени или просто быт. 

Отсутствие сути и прочие проблемы, поднятые в вопросе безусловно присутствуют. Но они не создают тупика. Много ли сути в натюрмортах голландцев или пейзажах Бирштадта? Да на самом деле нет. Она есть, но она просто и понятна всем. А много ли из известных сейчас художников поднимают религиозные темы, не ради кича и осмеяния? А где сложный символизм? Не мейнстрим? Ну тогда это к первой части - где быстро и без умений. Порой надо заточить себя в башню из слоновой кости лет на 10, работая над техникой, созерцая себя. А хороший коллекционер есть и сейчас. Вы работаете не на фэйсбук, а на человека, который не светится, но собирает свою коллекцию, о которой сейчас никто не знает, но может лет через 100 именно она будет ездить по всему миру и греметь. 

Проблема в том, что многим хочется всего здесь и сейчас. А настоящие художники растят себя десятелетиями. 

Немного в дополнение порекомендую обратить внимание на картины David Gluck, Jeremy Mann, Jeremy Lipking, Jaoming Wu, Carlo Russo. Да полно сейчас художников, которые просто работают. Хорошо работают, и стоят дорого. Думаю и через 100 лет о них будут помнить и стоить они будут больше.

Шрифтовой сомелье  · 29 сент 2016
Художник XXI века одновременно отвечает на вопрос прохожего "Какой же ты художник, если даже я так смогу?" или "За такое разве не сажают?" и сам задает вопрос "А кто ты?" Современное искусство отказывается от искусности и мастерства в привычном понимании и прячется глубоко внутри сознания художника и ищет такого же глубинного феноменологического отклика у зрителя... Читать далее