Марк Гербер
сентябрь 2016.
303

Где проходит грань между эзотерикой и психиатрией, если смотреть на некоторые явление с обеих точек зрения?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Эта грань очень четкая и ее самое явное выражение в том, что психиатрия - это наука, а эзотерика - это название для совокупности недоказуемых воззрений. Психиатрия рассматривает "душу" как синоним разума/сознания, эзотерика - как реально существующую отдельную от человеческого тела субстанцию (тонкие тела, астральные проекции, метемпсихоз и т.п.)

Задача психиатрии - лечение "души" (под которой, естественно, понимается мозг, сознание, разум). Существует множество способов лечения - от фармакологии до когнитивно-поведенческой терапии. Самое главное, что весь этот процесс основан на строгом научном подходе. Психиатрия призвана помогать человеку и она работает.

Задача эзотерики (если таковая имеет место быть) - это объяснение процессов, происходящих в мире, с помощью образов и метафор. Это в лучшем случае. Предполагаю, что терапевтическая значимость эзотерики может заключаться в том, что человек, обращенный в одно из эзотерических учений/течений, может чувствовать свое превосходство, поскольку причастен к знаниям, которые не доступны другим. Это может быть хорошо для поднятия самооценки.

Коротко: эзотерика - совокупность иллюзий; психиатрия - совокупность способов устранения иллюзий для помощи человеку.

Яков Жарскийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2

"Эзотерика - совокупность иллюзий; психиатрия - совокупность способов устранения иллюзий". 

Я буду Вас цитировать. :)

+1
Ответить
Прокомментировать

Эта грань четко не определена как эзотериками, так и врачами. В последнее время появилось довольно много работ неврологов и психиатров по феноменологии религиозных и эзотерических переживаний, их психологии и психиатрии. Очень популярны работы американского невролога Оливера Сакса, где он ставит этот вопрос ребром: действительно ли человек разговаривает с богом, или это такая опухоль у него в мозгу, которую можно сравнительно легко удалить? а будет ли он после этого все равно говорить с богом? а почему человек становится, по всем признакам, настоящим буддой, а потом принимает курс пилюль и перестает им быть? а можно ли гарантировать, что пророки древности говорили с богом НЕ потому что тогда не было нужных пилюль и нейрохирургии? и т.д. Это очень трудные и опасные вопросы для любого исследователя, потому что они подвергают риску такие огромные пласты человеческой психологии, культуры, истории, самой идентичности людей, что только очень тщательное их изучение поможет что-то действительно прояснить. 

Психология и психиатрия религиозных состояний - особый раздел медицины, он существует уже много десятилетий.

-2
Прокомментировать
Ответить