Евгений Шаульский
сентябрь 2016.
2209

Как так получилось, что в Польше железнодорожная колея европейской ширины, а не российской? Ведь когда начали строить железные дороги, Польша была частью России

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Еще до революции по территории Польши проходила дорога, построенная второй по счету в России после Царскосельской и до дороги Москва-Петербург. Ее ширина составляла 1435 мм, а называлась она Варшаво-Венская.
Вообще, в России большинство железных дорог строил частный капитал, а потом их выкупало государство с большой коррупционной составляющей. Ну и колеи у этих дорог были разные, это не только в Польше, а по всей России.

Николай Кульбакаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
Прокомментировать

Дело в том, что железная дорога в Польше несколько раз подвергалась перепланировке. Возможно, дело в этом. Представлю цитату с сайта, посвященного Польше:

Строительство дорог в современных границах Речи Посполитой началось на территориях, находившихся в то время под разделом со стороны Германии. Первое полотно было проложено по маршруту Вроцлав – Олава. Этот участок был сдан в эксплуатацию 22 мая 1842 года. В свою очередь на той части Польши, где в результате раздела страны свою власть установила Российская Империя – в Королевстве Польша, также существовал проект прокладки полотна. И задуман он был даже раньше Германии – в 1835 году, но реализовать его удалось лишь 15 июня 1845 г. В этот день был сдан участок Варшавско-Венской железной дороги, которой предстояло в 1848 году соединить два города.
В период Первой мировой войны железная дорога сыграла свою важную роль в доставке войск и снабжения.
В ноябре, когда война закончилась, по её результатам в Европе появились новые государства, в том числе и независимая Польша. Железнодорожную сеть пришлось организовывать практически с нуля ввиду того, что появление новых границ превратило многие линии в международные.
После 1918 года польским железнодорожникам предстояло кропотливое сведение воедино трёх систем, оставшихся от России, Германии и Австро-Венгрии. В течение двух лет передавались документы, оборудование, вёлся подсчёт хозяйства. Цифры были следующими: с российской стороны осталось 7362 км рельсов, с прусской – 4228 км, со стороны австро-венгров – 4357 км, что в сумме равнялось 15 947 километрам железнодорожного полотна.
Само собой, появилась необходимость всем этим управлять, для чего указом президента Польши 22 сентября 1926 года и была учреждена компания Польские государственные железные дороги – PKP.
Дальше снова война. Во Вторую мировую железная дорога снова играет существенную роль. Под военные нужды создаются специальные бронепоезда, спецвагоны, оснащённые орудиями и прочим. За контроль над дорогой и господство на ней ведётся своя тяжёлая битва. По окончании войны – снова восстановление и снова новые реалии. Другой политический строй, другие требования и другое видение.

Источник

2
Прокомментировать

В дополнение к предыдущему ответу: "российская" часть железных дорог Польши первоначально имела широкую, "русскую" колею в 1524 мм. В ходе Первой мировой войны, после занятия польских территорий, немецкая железнодорожная армия перешила железную дорогу с русской (широкой колеи) до 1435 мм стандартной колеи . 

С российской стороны, большая часть подвижного состава жд. линий Варшава-Вена, Варшава - Быдгоще и Калиска (а также штаб - квартиры этих линий) были перемещены отступающей русской армией. При своём отступлении армия также разрушили центральный локомотивный зал русско-польских стандартной колеи железных дорог в Лович и Петербургский вокзал в Варшаве. В ответ на контрнаступления русской армии, немецкий генерал Людендорф отдал приказ об уничтожении стратегических частей линии Варшава-Вена и жд. линии Калиш между Варшавой, Лодзь, Кутно и Калиш .

В 1915 году немецкие и австрийские войска завершили адаптацию значительную часть всей широкой колеи на стандартную колею. Когда был поврежден железнодорожный мост через реку Висла, немцы использовали паромы для перемещения локомотивов через реку в Варшаве. В том же году были построены военные железные дороги по маршрутам Wielbork–Ostrołęka и Rozwadów–Sandomierz, а также дополнительных линий на жд. Калиш. Современный немецкий железнодорожный подвижной состав заменил тот, который был вывезен в Россию.

"Википедия"

1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить