Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как так получилось, что в Польше железнодорожная колея европейской ширины, а не российской? Ведь когда начали строить железные дороги, Польша была частью России

ТранспортЖелезная дорога
Евгений Шаульский
  · 8,4 K
Налогоплательщик  · 17 сент 2016

Дело в том, что железная дорога в Польше несколько раз подвергалась перепланировке. Возможно, дело в этом. Представлю цитату с сайта, посвященного Польше:

Строительство дорог в современных границах Речи Посполитой началось на территориях, находившихся в то время под разделом со стороны Германии. Первое полотно было проложено по маршруту Вроцлав – Олава. Этот участок был сдан в эксплуатацию 22 мая 1842 года. В свою очередь на той части Польши, где в результате раздела страны свою власть установила Российская Империя – в Королевстве Польша, также существовал проект прокладки полотна. И задуман он был даже раньше Германии – в 1835 году, но реализовать его удалось лишь 15 июня 1845 г. В этот день был сдан участок Варшавско-Венской железной дороги, которой предстояло в 1848 году соединить два города.

В период Первой мировой войны железная дорога сыграла свою важную роль в доставке войск и снабжения.

В ноябре, когда война закончилась, по её результатам в Европе появились новые государства, в том числе и независимая Польша. Железнодорожную сеть пришлось организовывать практически с нуля ввиду того, что появление новых границ превратило многие линии в международные.

После 1918 года польским железнодорожникам предстояло кропотливое сведение воедино трёх систем, оставшихся от России, Германии и Австро-Венгрии. В течение двух лет передавались документы, оборудование, вёлся подсчёт хозяйства. Цифры были следующими: с российской стороны осталось 7362 км рельсов, с прусской – 4228 км, со стороны австро-венгров – 4357 км, что в сумме равнялось 15 947 километрам железнодорожного полотна.

Само собой, появилась необходимость всем этим управлять, для чего указом президента Польши 22 сентября 1926 года и была учреждена компания Польские государственные железные дороги – PKP.

Дальше снова война. Во Вторую мировую железная дорога снова играет существенную роль. Под военные нужды создаются специальные бронепоезда, спецвагоны, оснащённые орудиями и прочим. За контроль над дорогой и господство на ней ведётся своя тяжёлая битва. По окончании войны – снова восстановление и снова новые реалии. Другой политический строй, другие требования и другое видение.

Источник

Юрист, интересуюсь транспортом и урбанистикой  · 23 сент 2016
В дополнение к предыдущему ответу: "российская" часть железных дорог Польши первоначально имела широкую, "русскую" колею в 1524 мм. В ходе Первой мировой войны, после занятия польских территорий, немецкая железнодорожная армия перешила железную дорогу с русской (широкой колеи) до 1435 мм стандартной колеи .  С российской стороны, большая часть подвижного состава жд... Читать далее
работаю в яндексе, занимаюсь умным домом  · 27 мар 2019

Изначально колея была "российской" ширины. Однако в первую мировую войну после захвата Польши немцами колея была переложена на европейскую ширину. С тех пор в Польше ж/д дорога "европейской" ширины

Первый
Изначально на территории Царства Польского были железные дороги как с колеёй 1435 мм, так и 1524 мм. Частично объяснялось это тем, что Царство Польское, вопреки заявлениям современных польских историков и политиков, имело значительную степень экономической и административной автономии внутри Империи. После отделения от России все железные дороги в Польше были перешиты... Читать далее
кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС  · 28 окт 2016
Еще до революции по территории Польши проходила дорога, построенная второй по счету в России после Царскосельской и до дороги Москва-Петербург. Ее ширина составляла 1435 мм, а называлась она Варшаво-Венская. Вообще, в России большинство железных дорог строил частный капитал, а потом их выкупало государство с большой коррупционной составляющей. Ну и колеи у этих дорог... Читать далее
кандидат экономических наук, доцент РАНХиГСПерейти на facebook.com/nkulbaka