Темур Кадиров
сентябрь 2016.
269

Где встречается первое упоминание об Ибн Абдель Ваххабе как о создателе отдельного течения, учитывая, что сам богослов не считал свои призывы новыми для Ислама?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Термин «ваххабизм» действительно искусственный, т.к. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими ничего нового в ислам не привнес и не собирался привносить. Будучи сторонником изначального ислама, который практиковался только первыми тремя поколениями последователей Мухаммеда («ас-саляф ас-салих»), он являлся противником всех последующих нововведений и примесей (бидаа). Иными словами, салафитские движения являются фундаменталистскими, а не сектантскими.

Абсурдность самого термина «ваххабизм» выражется в том, что:

1. «Ваххабизм» происходит даже не от имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, а от имена его отца, который не был активистом какого-либо движения.

2. «Ваххабитов» не существует де-факто. Т.е. не существует группы людей, которые считают себя последователями Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими или же имеют себя «ваххабитами» (либо эквивалентным названием). В подавляющем большинстве случаев термин используется как ярлык, клеймо.

В российских СМИ термин «ваххабиты» применяют для обозначения магометан, чьи убеждения и/или действия выходят за рамки законодательства страны. Поскольку исламский фундамент не совместим с нормами современных государств, действия и/или убеждения немалой части уммы выходят за рамки законодательства цивилизованных и неисламских стран.

Сами магометане термин «ваххабизм», как правило, не используют. Многие магометане считают этот термин «антиисламским» и «исламофобским». В среде магометан не-ханбалитских правовых школ (как правило, ханафитами) термин нередко используется для обозначения магометан ханбалитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннизме). А суфии нередко используют ярлык «ваххабизма» для обозначения своих оппонентов (противников культа святых, почитания гробниц и некоторых других практик и традиций). Шииты иногда именуют «ваххабитами» суннитские салафитские движения.

3. Сама идея возрождения и очищения от нововведений не является чем-то неожиданным. Призывы к возвращению исламу времен Мухаммеда были в и прошлом — в 9-м веке Ибн Ханбала, в 14-ом столетии Ибн Таймийи. Популярны подобные идеи и в 21 веке среди различных исламских групп. И в этом плане именование «ваххабитами» магометан, живших задолго до рождения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, звучит абсурдно и смешно.

Последовательные критики ислама также, как правило, не используют термин «ваххабизм» (в контексте т.н. борьбы с «ваххабизмом»). Борьба с несуществующим «ваххабизмом» представляется совершенно бессмысленной, в отличие от критики ислама и его фундаментальных основ.

Кем впервые придуман термин «ваххабизм», полагаю, уже доподлинно и неизвестно, да и проследить не представляется возможным. Как уже говорилось ранее, в отличие от реально существующих сект, течений, правовых школ и традиций, имеющих своих основателей, учителей и реальных последователей, «ваххабизм» не существует. По этой же причине не существует и внятного и четкого определения для термина.

-4

Вопрос был о том, кто первым маркировал деятельность этого богослова именно как создание нового течения/секты. Все, что Вы написали, конечно, интересно, но к сути вопроса отношения не имеет.

+1
Ответить

До призыва Мухаммеда ибн Абдул вахаба, была некая секта - разбойников. Основателя звали Вахаб и секту Вахабитами. Так как Османы с Саудами враждовали им было выходной , что при упоминание имени шейха , у людей подсознательно  появилось отвращение. Так что маркировка Османская 

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить