Аваоф Коцавидалв
сентябрь 2016.
91

Что вы можете сказать про понятие "Транцендентальная реальность"?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Могу сказать, что, во-первых, хорошо было бы предоставить контекст (одни и те же термины у разных философов могут трактоваться и использоваться очень по-разному); во-вторых, многие путают "трансцендентальное" с "трансцендентным", а это разные вещи.

1
Прокомментировать

Transcendo - латинское словечко, глагол, который значит переход некоей границы. Таким образом, трансцендентное/трансцендентальное - это что-то, что находится за пределами, за границей чего-то. Мы вполне можем сказать, что, например, Украина - трансцендентальная реальность. Но, как уже сказали выше, есть определенное сугубо концептуальное отличие между словами "трансцендентное" и "трансцендентальное". Так сложилось, по-видимому просто исторически (я так думаю и утверждаю только потому, что не специалист в этой области), что слово "трансцендентное" употреблялось, в основном, латинскими схоластами, для характеристики некоей реальности, которая находится за пределами нашей с вами - то есть для характеристики Бога. Бог - трансцендентен этому миру, по отношению к миру Он, прежде всего, Творец. Указание на трансцендентность Бога нужно для того, чтобы понять, что Бог (как и всякая вещь, согласно Аристотелю) может выступать для познающего его сознания (то есть для нас с вами, смертных людей) двояко - во-первых, как Бог-творец и спаситель, то есть как Бог онтологически связанный с нами лично и с миром, в котором мы живем, а во-вторых, простите, как Бог сам по себе, безотносительно к чему бы то ни было. По отношению к нам, Бог является всеблагим, всемогущим, всеведающим и так далее. Но сам по себе - Он квазиблаг, квазимогущественен и так далее. Приставочка квази в данном случае имеет значение "как бы". Почему Бог сам по себе "как бы" могущественен? Просто потому, что он Абсолют, а мы - конечное сознание, и определить Бога конечным понятием, значит поставить ему предел, а у Бога пределов никаких нет, и, фактически, сказать ничего о нем мы не можем. 

Так, это все есть у нас в культуре, а затем рождается такой человечек, как Кант. Ему понадобилось какое-то слово, для обозначения некоей инстанции в нашем познании, которая лежит, внимание, вне сферы чувств, и нужно было, чтобы это словечко не было бы столь сильно нагружено схоластическими коннотациями запредельной, божественной реальности. Поэтому, Кант использует слово с тем же латинским корнем, но немножко измененное, и у Канта это слово значит априорные, внечувственные формы, которые имплицитно присутствуют в нашем сознании "с рождения". Эти формы являются как бы вместилищем всего нашего чувственного опыта, своеобразным сосудом, и они - пространство и время. У Канта есть свое обоснование, почему именно пространство и время являются этими априорными формами, как и обоснование, почему вообще эти формы существуют. 

Поэтому, трансцендентальное - это имманентно присущая нашему познанию форма. Если честно, то говорить что-то большее противно душе моей, когда есть замечательные лекции по Канту, например, Перта Резвых. Погуглите в вк, они там точно имеются. Лекций много, но они очень профессиональные, возможно, лучшие из имеющих в отечественном образовании.  

0
Прокомментировать
Ответить