Яустал Яухожу
сентябрь 2016.
260

Молодые люди, похожие на бабушек, радеющие за ЗОЖ и добродетель, вечно осуждающие всеобщую аморальность, их раньше не было? Как они получаются?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Насколько я понимаю, один из источников (хотя вряд ли единственный) - это молодежь националистических взглядов, которая рассматривает ЗОЖ как способ предотвратить демографический кризис и в целом обеспечить здоровье нации. Национализм здесь может пониматься в очень широком ключе - отнюдь не всегда это бывшие скинхеды, хотя они по очевидным причинам ЗОЖ котируют. Несколько лет назад были популярны "Русские пробежки", лозунг "Русский значит трезвый" и т.д. Разумеется, вовсе не обязательно все ведущие здоровый образ жизни являются националистами - на самом деле я знаю, например, немало либералов, бегающих марафоны и ходящих в спортзалы. Да и вообще сам по себе ЗОЖ - дело, по большому счёту, аполитичное.  Тут скорее речь идёт о его пропаганде, представлении в качестве занятия, важного для общества, а не просто вопроса личной физической формы. 

В истории был похожий пример - чешское движение "соколов", зародившееся в 60-е годы XIX века, когда Чехия были провинцией в составе Австрийской империи. Движение имело отчётливую национально-освободительную окраску в сочетании с занятиями физкультурой. Физкультура заодно обеспечивала отличное легальное прикрытие для мероприятий "соколов". В итоге движение запретили уже коммунисты после Второй мировой.

Относительно "похожести на бабушек" - для национализма в целом характерна идеализация прошлого, поиск в нём "Золотого века", к которому нужно вернуться с точки зрения общественных отношений. Неполитизированные, но просто старые люди обычно идеализируют не абстрактное "прекрасное прошлое", которое они никогда не видели, а свою молодость. 

2
Прокомментировать

Знаете, в социологии есть такой феномен: даже в анонимном опросе, если там представлены несколько вариантов ответов, среди которых есть наиболее одобряемый в обществе (ну, например: надо ли переводить бабушек через дорогу? 1) Надо 2) Надо, если никуда не торопишься 3) Не надо) многие выберут самый одобряемый (даже если не перевели ни одной бабушки в жизни), потому что... Впрочем, там целый ряд причин.

Так вот, все эти ЗОЖники - моралисты, как мне кажется, они появляются по тем же причинам. Собственные представления о плохом, хорошем и допустимом у них подменены внешними нормами, разделяемыми большинством. Они так хотят им соответствовать, так хотят быть абстрактно "хорошими" с точки зрения большинства (даже если оно никогда не узнает про их существование), что просто слепо перенимают эти самые нормы, не обдумывая их (т.е. не перерабатывая под себя)

А желание именно что-то осуждать и порицать аморальность имеет под собой (как мне кажется) две причины. Первая - отсутствие гибкости мышления. Неспособность понять что, даже если ты принял мнение како-то условного большинства за правильное, это не значит что оно - единственное правильное. Следовательно - это не значит что те, кто придерживается иной точки зрения, обязательно аморальны и неправы.
Особенно ярко подобное выражается в регионах Необъятной, где человек может клеймить аморальных наркоманов, геев, геймеров и любителей носить смешные шапки и, при этом, поддерживать физические наказания, оправдывать насильников, смотреть Дом 2 и сопереживать лирическим героям песен, ждущим окончания своего срока. (В этом абзаце хорошо бы пришлись термины "двойные стандарты" и "лицемерие", но я решил не увеличивать объём ещё больше).

Вторая же причина демонстративного неодобрения и осуждения куда более прозаична. Сама по себе добродетель - штука скромная и неяркая. Добродетельным человеком можно быть очень тихо и незаметно. Вы их и не замечаете )) Но есть и те, для кого главное - показать себя публике, продемонстрировать своё превосходство таким вот образом. Короче, кидают банальные понты. Ну, наверное, они получают от этого требуемое и могут показать окружающим (а в первую очередь - себе) свою "правильность", по сравнению с остальными.

8
Прокомментировать

Слишком категорично получается. Я тоже за ЗОЖ и добродетель в умеренных количествах. Разве теперь я бабушка?

Если вопрос о рамках и границах дозволенного. То их мы сами себе определяем, руководствуясь личным опытом и образом жизни. А вот его-то мы уже и формируем под воздействием ближайшего окружения, полученного воспитания, институтов социализации и т.д.

Так что подросток, который живет с бабушкой, может вести себя как бабушка ровно в такой степени, в какой может и не вести.

Виталий Кривошеевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить