Максим Маслов
сентябрь 2016.
28104

Чем люди Средневековья отличались от людей XXI века?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Думаю, что самое радикальное отличие, которое сразу внешне бросилось бы в глаза - это рост людей тех времён, и нынешних. Акселерация. Большинству, кто ещё в XX веке пробовал примерить настоящие средневековые доспехи, они были малы. Кроме того, у бедных слоёв населения, вследствие недоедания, в детстве могла наблюдаться приостановка в росте, и как следствие, он был небольшим и в зрелом возрасте. Такое встречается регулярно и сейчас, но в странах "третьего мира". Тогда же и в Европе было обычным делом.

Тем не менее, не стоит утрировать. Бытовые различия не были такими колоссальными, как их любят рисовать в попсовых статьях в Интернете.

В Западной Европе (но не на Руси), например, в XV веке ели достаточно много мяса по сравнению со всем остальным миром, но не по сравнению с нашими днями. XV век большинство историков сейчас признают последним веком Средневековья. Вот уже в Новое Время просиходит рост численности населения, и потребление мяса резко сокращается. ВНЕЗАПНО массы населения начинают в основном есть каши и хлеб. Очень хорошо, на мой взгляд, это описано у французского историка Фернана Броделя в его книге: "Структуры повседневности: возможное и невозможное." Там же, но не только, развеевается другой популярный миф: что в Западной Европе в Средние века якобы не мылись. Как раз в эту эпоху существовали общественные бани. Зато настоящая деградация личной гигиены наблюдается в Новое время. Это было связано с совокупностью факторов. Как религиозно-идеологических, так и экономических.

Продолжительность жизни? Если смотреть на биографии известных деятелей той эпохи, то не так уж радикально это отличалось от нынешних дней. Некоторым, особо изворотливым, и умудрённым удавалось дожить до достаточно пожилого возраста. Уж во всяком случае, по меркам современного СНГ... У "простолюдинов" было сложнее. Но опять-таки, замечательная экология, по сравнению с nowadays; чистые, без устрашающих элементов таблицы Менделеева, продукты питания. Правда, они же изобиловали яйцами паразитов и отложениями различных инфекций - про это просто не знали.

Конечно, у большинства не было возможности так развиваться, и прокачивать эрудицию, как сейчас. Наверное, в процентном отношении, количество извилин было чуть меньше. Тем не менее, Леонардо да Винчи родился-таки ещё в Средние века. И на Западе, и на Востоке жили люди, имевшие доступ, и, соответствено, знания, касающиеся сокровищ достижений культуры Античности. И не факт, что их было значительно меньше тем теперь. А что-то было доступно именно в ту эпоху, но было утрачено позднее. 

Подводя итог, можно сказать следующее. Отличия в одежде, быту и обычаях - преходящи. Главное, чтобы сразу радикально отличило средневековых людей от современных - их рост, и состояние здоровья. Увы, среднестатичстический средневековый человек, даже не зная об этом, был носителем тех или иных паразитов, тех или других болезней. Многие из того списка в наши дни шокировали. Если бы кому удалось бы проникнуть в Средние века, то ему бы следовало запастись большим набором медикаментов - обеззараживающего, антисептического, борющегося с инфекциями свойства.

(С другой же стороны, у простых, скажем так, колхозников, было множество лайфхаков, ныне в нормальном (в нашем понимании) мире почти утраченных: как жить без спичек, Интернета, туалетной бумаги, антибиотиков (список произволен) и т.д).

Конечно, ещё и кое-что о нравах почитать. Ну так и в наше время по некоторым летосчислениям выходит, что сейчас только XV век. И нравы и быт многих тех, кто придерживается такого календаря (пусть эти господа обратят внимание, что не называю их конкретно), сплошь и рядом укладывается в нашем сознании именно со Средневековьем. Чтоб встретиться с ними на их территории, тоже нужно проштудировать нужную литературу. Как-то так.

35
-3

Спасибо за замечательный и содержательный ответ на очень сложный вопрос.

Я бы еще добавил, что у людей средневековья иммунитет (к заболеваниям) был значительно более сильный. 

И еще, как это странно не звучит, человек средневековья был более эмоциональный. Вот прекрасная цитата ... И все до единого, великие и малые, плакали от наплыва чувств и большой радости, которую они испытывали...  (Ж.де  Виллардуэн http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Villarduen/frametext1.htm)

+4
Ответить

Средневековые люди были наивны, как дети. Радовались по самым обыденным случаям, несмотря на общую мрачную жизнь большинства. А еще суеверны и жестоки. Словно невоспитанные дети.

0
Ответить
Ещё 10 комментариев

Суеверными и жестокими люди стали уже в 17 веке из-за тягот Тридцатилетней войны. В классическом Средневековье царили, судя по множеству памятников, довольно здравые настроения.

0
Ответить

Может быть в Новое время люди и чувствовали себя более озлобленными, но и в классические Средние века глупостей хватало. У Absentis'a это все обстоятельно описано.

0
Ответить

Абсентис — балабол и мифотворец. Его выдумки про ужасающую грязь в средневековой Европе я уже где-то опровергал на этом сайтике.

На самом деле, вера в ведьм и колдовство где-то с 8 по 15 века практически не присутствовало в поле зрения. В Салической правде даже есть штрафы за обвинения в колдовстве, а это — на минуточку — V-IX века. В XII-XIII веках было принято считать, что вера в ведьм и суеверия — это разновидность богохульства.

Собственно, о ведьмах опять заговорили только после Черной Смерти и то, достаточно быстро Церковь с помощью — внезапно! — инквизиции быстро пресекла все эти шевеления. Инквизиторам, кстати, рекомендовали не использовать в работе 'Молот Ведьм' и не допрашивать обвиняемых в колдовстве слишком усердно, чтобы те себя не оговаривали. А охота на ведьм в её киношном использовании присутствовала в середине-конце XVII века, причём, исключительно в протестантских странах — Англии, Шотландии, Швейцарии, скандинавских странах и т.д., потому что католическое духовенство и инквизиция боролись с такими поползновениями в своих вотчинах, за небольшим исключением некоторых районов Германии, охваченных войной.

0
Ответить

Хм, пожалуй, в чем-то вы и правы.

Насчет грязи. Да, согласен, Absentis преувеличивает плохое санитарное состояние средневековых городов (а то получается, как в анекдоте "А где тут у вас посрать можно?"), но его теория с эрготизмом по крайней мере заслуживает рассмотрения. Или ее вы тоже склонны считать неправдоподобной?

0
Ответить

Я вообще думал, что он стебется. В принципе, если бы отправление спорыньей носило тотальный характер, то, как минимум, алкалоиды фиксировались бы в волосах всегда или почти всегда. А так, получается, что мумифицированных трупов до победы над спорыньей достаточно, но упарывались они все чем-то

0
Ответить

Насколько мне известно, в волосах хорошо сохраняются тяжелые неорганические соединения, по типу мышьяка, свинца etc. А алкалоиды - циклические амины, то есть самая обычная органика, а она имеет свойство разлагаться. Тут есть варианты: или алкалоиды просто напросто не задерживаются, или не проводились адекватные исследования по поиску конкретно алкалоидов, ну или же известные науки мумии проживали в регионах, в которых упарываться спорыньей не входило в привычку. Как-то так. Тем более если говорить о мумиях средневековой Европы, то боюсь, что сходу не вспомню ни одной, так что судить именно по трупному материалу не очень объективно.

0
Ответить

У египетских мумий все прекрасно сохранилось. Да и не только у них. Материала для исследований по фамильным склепам, катакомбам и монастырям предостаточно. Вероятность того, что что-то могли провтыкать, конечно, есть, но это был бы скорее исключительный случай, чем тенденция.

Что некоторые растения, грибы и другие субстанции умеют изменять сознание, в средневековой Европе знали и до того, как крестоносцы привезли опиум и гашиш с Ближнего Востока. Грибами, полынью и всякими волчьими ягодами упарывались чуть ли не в промышленных масштабах еще с незапамятных времен -- какой-то римский полководец даже жаловался, что у него все легионеры поголовно упоротые ходят и воевать не хотят. Потому вряд ли какой-нибудь средневековый алхимик или знахарь несколько раз отравившись хлебом со спорыньей смог бы справиться с соблазном поставить пару-тройку экспериментов. Плюс, имея опыт употребления психоделиков, я могу практически гарантировать, что единожды отравившись спорыньей большая часть народу скорее отказалась бы от употребления хлеба и всячески избегала бы его, потому что внезапный и неконтролируемый трип -- это одна из самых ужасных вещей, с которыми можно столкнуться.

0
Ответить

Думаете, народ смог бы понять, что глюки, которые ни с того ни с сего ебнули средь бела дня, это от хлебушка, который съели на завтрак? Хлебушек это же святое, а тот кто на него клевещет, алхимик, к примеру, или еще кто, нехороший человек, богохульник, и далее по списку

0
Ответить

Конечно. В конце концов, они же как-то догадались, что можно разжижать себе мозги всякими грибами, ягодами и прочими травами. Не говоря уже о том, что научились закалке и отпуску стали, изготовлению цветного стекла, строительству кораблей для трансатлантических плаваний и другим гораздо более замысловатым вещам.

Хлеба, кстати, судя по всему, ели не так уж много. Чаще всякие похлебки, потому что из-за сложности обработки и невысокой продуктивности злаков тех времен хлеб стоил сильно дороже, чем в более поздние времена, когда сформировался культ хлеба. Ну, не так, чтобы прям вообще два раза в год на Рождество и Пасху, богатые люди даже могли себе позволить кормить собак или нищих черствыми буханками, которые использовались как тарелка, но основная масса ела блюда из злаков достаточно редко, чтобы понять связь между путешествием в Ад и съеденным до того хлебом.

0
Ответить

Добро, убедили)) Пойду перечитывать абсентиса и Хейзингу, видимо, что-то я таки неправильно понял

0
Ответить
Прокомментировать

Автор предыдущего ответа ответа довольно подробно остановился на отличиях чисто физических (рост и вес). Средневековый человек действительно был заметно ниже сегодняшнего. Однако хотелось бы остановится и на культурных (в самом широком смысле) различиях.
Дело в том, что мир средневекового человека очень сильно отличался от нашего. Хороший пример дает историк Хейзинга. Для нас сегодня темнота, это то место, до которого не добрался свет лампы. Для средневекового человека - наоборот. Средневековый человек имел намного меньше инструментов для того, чтобы влиять на природу. Это заставляло его совершенно иначе строить свои отношения с ней. Лес, река, дождь, метель - все это справедливо пугало средневекового человека и было в состоянии серьезно изменить его планы. Многочисленные сказки и легенды, связанные с теми или иными локациями или природными явлениями тому яркое подтверждение.
Для средневекового человека совершенно иначе звучали такие понятия, как холод, сытость, голод, тепло. Историк Дюби писал, что в в начале эпохи Высокого средневековья люди впервые в Европе стали наедаться до сыта. И то не везде и не всегда. Люди (в большинстве своем, если не считать привилегированную верхушку) не могли сказать, что сегодня они не будут есть то-то, потому что оно было вчера. Если есть хоть что-то, это уже ХОРОШО. В Ирландии аж в 19 веке большинство населения питалось почти что исключительно картофелем. Представьте, пюре на завтрак, отварной картофель на обед, и картофельные котлеты на ужин. И это не один день, а годами. То же самое с теплом. Нельзя было просто пойти и купить еще 1 куртку.
Теперь о времени. Отношение человека со временем отличались очень серьезно. Во-первых оно шло куда как большими рывками - у человека не было на руках часов. Отсечек днем было мало - чаще всего они были связаны с церковными обрядами. То есть точек на которые вы можете ориентироваться было всего несколько за день. Вы не могли сказать - увидимся без 20 четыре. Будет готово через 20 - 25 минут. Даже первые городские часы не имели минутных стрелок. При этом само время текло намного медленнее. Церемонии, которые у нас сейчас займут пару часов растягивались на дни. Дорога из одного города в другой на недели.
Наконец духовный мир. Сейчас нам довольно сложно понять мотивацию тех или иных поступков средневекового человека. Да и структуру общества тоже. Мир, где богатство не гарантирует тебе уважение и место в обществе. Мир, в котором люди отправляются за три девять земель для паломничества.
На самом деле тема действительно очень интересная. Писать о ней можно книги, в принципе книги уже и написаны. Надеюсь, мои примеры вдохновили глубже зарыться в эту тему. Если есть вопросы - спрашивайте, постараюсь ответить.

24
-1

Очень красивый ответ. Хотя местами утрированно, IMHO. 

Насчёт Ирландии... В XIX веке действительно питались в основном картофелем. Но, прошу, заметить, в Средние века в Ирландии картофелем никто не питался. Его там вообще не было. Как в принципе, в Европе и в Старом Свете. И "Зелёный остров" не так уж плохо жил до той поры, когда туда плотно влезли англичане. Они так почти всё время туда пытались влезть. Но окончательно получилост в Новое время. 

Насчёт времени у средневековых людей, даже без часов со стрелками, так или иначе, были какие-то представления, пусть и не столь точные. Как и у людей Античности. Как и у людей, живущих в первобытных племенах. Даже им приходится решать задачи, связанные с ограничением во времени. Как? Возможно, есть самые подробные исследования. Увы, пока про них не знаю. Надо думать, связано прежде всего с явлениями природы; а также с тем, сколько на глаз занимает, например, какое-нибудь хозяйственное действие. Можно измерять время в таковых действиях.

Богатство играло огромную роль всегда. В том числе, и эпоху самых что ни на есть благородных рыцарей. Увы.

И сейчас люди отправляются для паломничества за  тридевять земель. Хоть и чуть более комфортно. И даже те, кто вполне ладит с реалиями XXI века. К сожалению, старинные религиозные обычаи во многих местах продолжают играть свою роль; даже на фоне передовых достижений современности.

+4
Ответить

Спасибо за высокую оценку моего ответа. 

Теперь по замечаниям. 

1) Действительно, в Средние века в Европе картофелем не питались. Пример Ирландии просто был очень яркий, поэтому я не мог устоять. Однако роль картофеля тогда играли репа, бобовая замазка, перетертый с водой хлеб. В каких-то регионах было больше того, в каких-то другого. В любом случае для средневекового человека вполне был знакома ситуация недоедания, или питания одним видом продукта. Я говорил об этом. Качество питания и его объем действительно снижались с XVI к XIX веку. Однако до XVI века перебои и голодные годы были нормой. И не только в Ирландии, но и во многих других странах. И вообще чувство голода, как нормы очень важно для понимания средневекового человека. Особенно когда мы говорим о Раннем и Высоком средневековье. Ситуация когда у вас просто нет еды. И когда кусок отварной репы - это спасение. Насчет питания очень рекомендую прочитать книжку итальянского историка Ливи Баччи - демографическая история Европы. Там все очень подробно изложено. 

2)   Опять же я говорил о другом аспекте времени. Для нас как таковое вписывание себя в конкретное время является очень важным. Мы чувствуем себя некомфортно, если не знаем хотя бы который сейчас час. Хотя бы примерно. Для средневекового человека этого не существовало. Да, разумеется, опытный кузнец скажет вам примерно - сколько потребует выковать подкову. Но в средневековье он скажет - не 2 часа, может 2 часа 15 минут. Он скажет к вечерней. Или к полудню. Или к закату. Да он осознает, что время идет, и что одна работа занимает столько-то, а другая столько-то. Но для него важны некоторые точки, 5 - 7 за день. Ежесекундное слежение за временем и необходимость узнать  который сейчас час ... вряд ли. 

3) Категорически не согласен. Дело не в прекрасных рыцарях. Дело в том, что социальная структура средневекового общества материальное благосостояние ставила ниже знатности. Нищий рыцарь все равно выше самого богатого купца. Его полномочия и возможности для влияния на жизнь общества все равно выше. Именно из этого парадокса и выливаются так называемые буржуазные революции. Вернее, это их экономическое объяснение. Что окрепшие и разбогатевшие к 17 - 18 вв. купцы захотели себе взять те же права, что и удерживала знать, которая иногда едва на кусок хлеба наскребала. Не случайно в XVI веке купцы активно скупали у обедневших дворян землю, вместе с титулами. Не случайно богатеи пытались выдать сыновей и дочерей замуж за дворян. Чтобы пробиться в эту новую для себя страту общества. Для нас сейчас это непонятно. Но это именно так. Чтобы немного ярче - дам опять же более новую картинку. Петровские реформы. Петр полагается в металлургии на семью купцов Демидовых. Но для того, чтобы дать им рычаги развития промышленности на Урале - он вынужден был пожаловать им дворянства. фантастического богатства семьи КУПЦОВ все равно не хватало.  

4) Опять же - то о чем я и говорил. Для современного европейца странно то, что делали европейцы в эпоху Крестовых походов. Или в эпоху Конфессионализации (XVI - XVII века). Многие вслед за марксистскими историками пытаются увидеть материальную выгоду от крестовых походов, от устройства монастырей или от религиозных войн XVII века. И, конечно, материальные выгоды были. Но все же не только они. Религия, и, кстати, древние народные обычаи, играли огромную роль в человеческой повседневности. То что осталось для современного человека в виде суеверий перед походом на важное совещание наполняло жизнь средневекового человека.

+4
Ответить

Огромное спасибо за книжную рекомендацию.

0
Ответить
Прокомментировать

Я вообще ни разу не историк, но у меня есть несколько любимых вопросов на тему условного средневековья, которые я иногда себе задаю:

  1. Кто из моих знакомых дожил бы до своего нынешнего возраста без современной медицины? Получается, что почти никто, даже если не учитывать события, которые могли бы произойти с этими людьми в далёком прошлом, но не происходят сейчас (роды, ранения и т. д.). Лично я, думаю, не пережила бы перитонит в двеннадцатилетнем возрасте, даже если бы пережила все свои инфекционные заболевания в детстве. 

  2. Как сказались бы на жизни крестьянской общины погодные явления, которые я сейчас наблюдаю? Например, хорошо помню, как года три назад на майские праздники я вышла из метро и попала под снегопад. Подозреваю, что несколько сотен лет назад снегопад в мае означал бы серьёзный голод, а значит, высокую вероятность смерти для меня и всех, кого я знаю.

  3. Каково это - поколениями жить на одном и том же месте, пользоваться одними и теми же вещами и делать в точности одно и то же? Я могу проследить прошлое моей семьи на два-три поколения назад, и точно знаю, что жизнь каждого поколения очень сильно отличается одна от другой. Я ассоциирую себя со своей семьёй, но это некая довольно абстрактная духовная и психологическая общность. На самом деле я понимаю, что мы все очень разные люди с драматически различным жизненным опытом. Ещё совсем в недавнем историческом прошлом так не было, мужчина мог в точности повторить биографию своего отца и деда (для женщин всё сложнее, да), самоотождествление с семьёй и местом рождения играло какую-то совсем другую роль в жизни человека.

Есть и другие мысленные аттракционы примерно на ту же тему, которым я себя иногда подвергаю, но все они приводят к уверенности в том, что ещё буквально недавно люди жили в совершенно другом мире и все их представления, самосознание и т. д. крайне отличались от нашего.

11
0

Своим знакомым, представляющим себе эпоху Средневековья как романтическую и беззаботную (стереотип, навеянный женскими романами про рыцарей и прекрасных мадам), всегда предлагаю следующий мысленный эксперимент: в Средние века с 90% вероятностью вы родитесь простолюдином. Если повезет, ремесленником, а скорее - крестьянином. Для мужчин: готовы ли вы горбатиться по 7 дней в неделю, выполняя тяжелый, монотонный труд, не имея права на отпуск\отдых и так далее, без права переехать даже в соседнее село, и отдавая значительную часть своей мизерной прибыли феодалу? Для женщин: поскольку феминизм в то время не существовал, простая женщина не имела никакого права голоса, даже в крестьянской общине. Готовы ли вы бесправно жить недолгую жизнь в постоянной суете работы с хозяйством, домом и семьей, терпеть побои от мужа (а в то время это было вполне себе нормой), и рожать детей чуть ли не каждый год, подвергаясь риску умереть при родах от самой простой инфекции или разрыва родовых путей? Это при том, что из 15-20 детей до совершеннолетия доживут в лучшем случае 4-5 отпрысков.  И, как заметила Александра, велик шанс скончаться в детстве от любой болезни. Даже намного более простой, чем перитонит.

0
Ответить

В 13 веке снегопад в мае был бы принят за Божье знамение, все пошли бы молиться, поститься и слушать радио "Радонеж", потому что тогда было прямо сильно теплее.

0
Ответить
Прокомментировать

Вы сейчас сильно удивитесь и, вероятно, даже не поверите мне, но в Средние Века люди ходили по-другому. Дело в том, что до конца 17 века, а много где -- чуть ли не до самой Первой Мировой войны, не существовало повседневной обуви с каблуком. Все - от последнего нищего до императора Священной Римской империи и Папы Римского - ходили в башмаках-пуленах, сандалиях или сапогах, которые либо вообще не имели подошвы, как таковой, либо усиливались снизу пришитым куском толстой кожи без какого-либо рельефа, а в плохую погоду носили еще и деревянные скамеечки-платформы, также не имевшими выраженного подъема у пятки. Из-за этого обувь, во-первых, не делилась на правую и левую, а во-вторых побуждала при ходьбе вытягивать ногу вперед и опираться больше на первую половину стопы, чем на пятку.

С появлением в 17 веке каблука и распространением обуви с каблуками привело к постепенному изменению механизма ходьбы.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью