Полина Клёнова
сентябрь 2016.
20941

Какой самый страшный ужастик всех времен и народов?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
21
13 ответов
Поделиться

Однозначного и всепоглощающего ответа на данный вопрос никто и никогда не даст. Каким бы пугающим для поколения современников ни был отдельно взятый хоррор, обязательно найдётся достаточно многочисленная прослойка людей, которых эта лента оставит равнодушными.

Причина кроется в самой природе "ужасного". Те самые триггеры, которые работают на повышение адреналина в крови у одних, совершенно не действуют на других. Есть более или менее универсальные приёмы и архетипы, почти гарантирующие эффект для большинства людей. Однако то, что для большинства - ужасное, для отдельных ценителей - не более, чем эстетически привлекательное. Поэтому за пределами приватной беседы на кухне выделить какой-либо фильм в качестве самого страшного в истории кинематографа не возьмётся, наверное, никто.

Если же такой ответ не вызывает ничего, кроме меланхолии, и очень хочется получить хоть какой-нибудь тайтл, то можно порассуждать. Что пугает всех и при том сильнее всего? Пауки, темнота, чудовища из бездны, бестелесные, но склонные к насилию духи, призраки и кайданы? Нет. Больше всего человеческое существо пугает Неименуемое: то, что он не может понять. То, что он не может увидеть. И, наконец, то, что он принимает за реальное и пытается представить.

В далёком 38-м году прошлого столетия жители Новой Англии, а также штатов Нью-Йорк и Пенсильвания ударились в панику из-за радиоспектакля "Война миров". Сообщение диктора из постановки об атаке марсиан было принято за чистую монету, из-за чего взрослые и вроде бы здравомыслящие люди схватились одной рукой за оружие, а другой принялись забивать окна и двери.

Для создания такой реакции нужно заставить человека испытать эмпатию и принудить к  домысливанию того, что упомянуто в художественном произведении. А если человек при этом принимает художественное произведение за реальную информацию, то эффект усиливается десятикратно.

И если уж предлагать конкретное наименование, то я бы остановил свой выбор на тайтле "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света". Трудоёмкая и затратная пиар-компания, предшествовавшая выходу фильма в прокат, убедила целое поколение американских зрителей, что всё, что они увидят - реальные кадры, найденные в лесу. Благодаря этому "Ведьма..." оставила неизгладимое впечатление на современников, что подтверждается не только ностальгической хроникой, но и бокс-офисом.

Но главная заслуга ленты вовсе не в этом. Основные действия этого фильма происходят не на экране, а в воображении смотрящего, а с человеческой способностью додумывать и представлять не сравнятся ни CGI, ни практические спецэффекты. Получается простая цепочка: зритель узнаёт о событиях - события не показываются напрямую - зритель пытается самостоятельно их визуализировать. Тут в дело вступает универсальность ситуации, в которой представить себя может практически каждый. Таким образом, возникает эмпатия, и неизвестное (и не показанное) на экране трансформируется в Неизвестное уже лично зрителю, провоцируя подсознание и буквально заставляя испытывать страх. Зритель незаметно для себя начинает переживать те самые яркие эмоции, ведь в крови уже вовсю бушуют ударные дозы катехоламинов и кортизола.

Однако мнение это - крайне субъективное, и существует великое множество зрителей, не испытавших во время просмотра "Ведьмы из Блэр" ничего, кроме скуки. Тут, кстати, ещё весьма важен вопрос сеттинга смотрящего: чем сильнее зритель дистанцирован от фильма, тем меньше впечатлений он получает. Поэтому поджанры хорроров, призванные напугать зрителя, весьма плохо идут с попкорном и прохладительными напитками, а также в компании друзей и в светлое время суток, так как перечисленное отвлекает на себя внимание, слегка искажая восприятие и рассеивая саспенс. Примерно так же и с эмпатией: если человек пережил неприятную историю, отдалённо напоминающую завязку "Райского озера", то персонажей он будет чувствовать гораздо лучше, чем тот,кто подобного опыта не имеет. Это ведёт если не к чувству страха, то хотя бы тревоги. А именно сопутствующие ощущения во многом и формируют конечную оценку того или иного фильма.

Другим примером могут служить представители волны так называемой New French Extremity: французские хорроры с гипернатуралистичными gore-сценами. В своё время получила достаточно широкую огласку история с "Мученицами", во время просмотра которых в кинотеатре несколько человек лишились чувств. Подобный эффект, конечно, редкость (если вообще не часть пиар-компании), однако как минимум доля истины в этом есть. Попытка шокировать зрителя - одна из характерных черт NFE-хорроров, и реализуется она через немотивированное гипернатуралистичное насилие.  Если убрать откровенный артхаус (вроде "Что ни день, то неприятности" или "В моей коже) и оставить исключительно жанровые фильмы - "Мученицы", "Кровавая жатва", "Месть нерождённому" - то в каждом из них можно заметить схожий элемент: сцены насилия появляются буквально из ниоткуда, с детальными планами, обилием gore-элементов, но без каких-либо сюжетных подводок. Фильм шокирует зрителя, чей организм под влиянием увиденного мобилизуется, надпочечники выделяют катехоламины и кортизол, а в итоге о картине отзываются не иначе, как о страшной или пугающей. Замкнутый круг.

26
-5

Только, ради всего святого, - "кортизол", а не "кортезол".

+1
Ответить

Безусловно! Спасибо за бдительность!

0
Ответить

Я чуть не захлебнулся) Столько воды

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Я чуть не захлебнулась! Столько воды...

0
Ответить
Прокомментировать

Страх - понятие очень субъективное, завязанное на особенностях характера, личных фобиях и жизненном опыте. То, что пугает одного, может абсолютно не тронуть другого, поэтому и в жанре хоррора так много разных направлений - от кровавой расчлененки "Хостела" до тонкого психологического ужаса "Других". И чем ближе вы в своем фильме к одному из этих полюсов, тем выше вероятность совершенно не попасть в другой. 

Это одна из причин того, что в разнообразных списках "самых страшных хорроров" очень мало подобных крайностей и много "универсальных" фильмов ужасов - например, хорошую почву для экранизаций дает Стивен Кинг, у которого есть где развернуться и в плане каких-то примитивных, первобытных страхов, и в том, что касается более тонких психологических нюансов. Взять хотя бы "Оно", "Сияние" или "Кладбище домашних животных". Еще хорошо играет в "универсальной" зоне Джон Карпентер - "Нечто", "В пасти безумия", "Князь тьмы".

Что же лично до меня, то у меня с детства страх вызывают фильмы Лючио Фульчи "Дом на краю кладбища" и "Седьмые врата ада". Есть в них какая-то гнетущая безнадега, беспросветность. Хотя не пересматривал их очень давно - возможно, сейчас они уже не покажутся такими страшными.

12
-1
Прокомментировать

В возрасте до 18 лет меня напугали только два фильма. Это легендарная Муха, первая часть, момент, когда актер "перевоплощался" в чудовище. И, как бы не было забавно, "Мертвые Мозги" Питера Джексона. Еще долго я боялся бабки из фильма  и ждал, что она выпрыгнет из-за угла.

Буду уже взрослым и относящимся ко всему достаточно пофигистически, некоторые фильмы смогли вызвать кратковременные фобии или страх. Это прежде всего "Изгоняющий Дьявола", 1973 года. Девочке и гримерам надо дать по оскару)

Звонок, американский. Прежде всего из-за стечения обстоятельств. Сам по себе он прошел бы незаметным для меня, но я смотрел его поздно ночью, один, в темноте. И в момент показа видео, от которого все в  фильме умирали, мне реально посреди ночи позвонили.. Это были неописуемые ощущения)

5
-1
Прокомментировать

По мне - ‘Мама!’ Недавнего выпуска. Я считаю все сверхъестественное и магическое чушью. Это не стоит того, чтобы бояться, ибо просто твой организм пользуется встроенной функцией ‘самовнушение’. А чего стоит, так это людей. Их слова, их поступки. Просто включи скачанный фильм в хорошем качестве, на высокой громкости, проникая в каждый момент фильма. Если будет скучно, смотри дальше, ибо жизнь по-сути скучна, но концовка СТОИТ ЭТОГО. Даррен Аронофски в общем продолжает впечатлять, также немного устрашающий фильм - реквием к мечте (да я фанатка Даррена)

Я бы прикрепила фотографию посетителей кинотеатра после фильма мама, но не знаю как)

2
0

"Немного устрашающий"?Реквием по мечте-безумие женщины,скатывание в наркотическую пропасть главных героев,ничего страшней в своей жизни я не видела,волосы дыбом и мурашки по телу.

0
Ответить
Прокомментировать

Подтвержу что у каждого свой список. Мой: 

Ведьма из блэр. То, что мы не видим, пугает сильнее. 

Упомянутый «Князь тьмы» Карпентера. На поверхности фильм очень чизи и кэмпи. Но ты проникаешься атмосферой и пугаешься до усрачки приходом ацкого сотоны. И да. Гифка где мужик с усами просыпается а рядом с ним лежит маскот Бургер Кинга или другой мем а он орет в ужасе — отсюда. 

Линч Д. В частности Твин Пикс, Синий бархат и Малхолланд Драйв. Спецэффекты в его кино как буд-то сделаны школьником в шопе. Но именно это и пугает. Твое воображение додумывает остальное. И ужасы его кино более реалистичны и встречаются в реальности в виде плохой стороны себя или людей вокруг, так что становится действительно не по себе. Ну конкретно меня пугают антагонисты вышеперечисленных фильмов. Если вы не отложите кирпич после первой страшной сцены в МД, то я не знаю уже.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 8 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью