Михаил Зущик
сентябрь 2016.
413

Какие существуют методологии ведения лекции(для нач. учителя,чтобы было интересно слушать)? Какие способы хороши, какие нет и почему?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

Лекция – сама по себе форма подачи, которая подразумевает макстмум теории и минимум практики. Поэтому самое важное – это удерживать внимание аудитории и поддерживать с ней контакт. 

Любой студент подтвердит, что если преподаватель увлеченно что-то пишет и бубнит себе под нос монотонно, то слушатели быстро перестают понимать, о чем речь. Как повысить интерес? Это несложно. 

  1. Обращайтесь к аудитории, задавайте вопросы, спрашивайте мнение слушателей: "Кто знает..?", "Как вы думаете, что..?", "Какие мысли есть по этому поводу?" и тд. 

  2. Смотрите на аудиторию, поддерживайте зрительный контакт. Ловите взгляды людей и обращайтесь к ним. 

  3. Следите за вашими движениями, жестами, осанкой. Жестикулируйте, передвигайтесь и будьте расслаблены. 

  4. Говорите громко, четко, ставьте паузы и выделяйте голосом важные моменты. 

  5. Используйте примеры, аналогии, метафоры, истории из жизни. 

  6. Используйте чувство юмора, где оно уместно. 

  7. Поводите итоги рассказанных блоков, повторяя основные моменты. 

Пара-тройка книг по ораторскому искусству и управлению голосом точно пойдет на пользу. 

Успехов!

6
0

Хотелось бы ссылки  на источники либо, возможно, на статьи\книги по методологии, где конкретно описывается работа метода, механизмы восприятия

0
Ответить
Прокомментировать

Как студентка могу сказать вот что:
- Когда преподаватель приходит прочитать лекцию для себя, это просто нереально слушать, особенно без микрофона вкупе в отсутствием громкого четкого голоса на аудиторию в почти что 300 человек. Приведу пример:
Есть лектор Ефросинья Генриховна, а есть лектор Гавриил Исаакович. Ефросинья генриховна приходит и начинает шептать себе под нос, пролистывая слайды со скоростью разгона атома в андронном коллайдере. В это время поток сидит и старательно плюет в потолок, выплевывая на нем Сикстинскую Капеллу. Я у Ефросиньи Генриховны переписывала её же лекции из тетрадки старшекурсника, потому что писать с неё было решительно невозможно. Но когда в зал заходит Генрих исаакович, все 300 человек замолкают, и все, что этому лектору нужно - это мел, доска и его голова. И все пишут, все слушают, потому что Генрих Исаакович читает лекцию для студентов, никуда не спешит и не пялится в бумажки, опустив голову, чуть ли не целуясь с текстом своей лекции. 
- Больше юмора, больше контакта с залом. Еще один пример: Демьян Максимиллианович каждую лекцию проводил так, что потом её разбирали на цитаты. Не писал его лекции только конченный претендент на отчисление, потому что его огромнейшие знания и интересная информация наслаивались на абсолютно великолепную манеру подачи: казалось бы, пример для какого-то генетического процесса, а шутка заходит, все ржут, и инфа запомнилась. 
- Мультимедийные технологии по возможности. Основную информацию лучше выносить на слайды, чтобы те, кто глухой или плохо умеет конспектировать на слух, могли её переписать. за это Вам будут благодарны. 
- Соглашусь с предыдущим оратором: голос - это очень важно. Чем громче и четче, тем лучше. Опять же, бубнеж - это лучшая колыбельная. 
- По возможности никого не держите на лекции. Это очень действенный метод: просто сказать, что те, кому не надо, могут шуровать куда подальше и не мешать вести лекцию и конспектировать лицам заинтересованным. Конечно, за все группы говорить не могу, но в нашем случае ушедших за все лекции не было ни разу. 
- постарайтесь акцентировать внимание на актуальности того материала, что Вы преподносите. Я вот, по правде говоря, искренне не врубаюсь, зачем мне в моем ВУЗе некоторые курсы лекций.  И преподаватели, видимо, тоже не врубаются. но если Вы сможете доказать студентам, что Ваши лекции могут им помочь в процессеучебы, что они не останутся потом макулатурой - это еще один шажок к завоеванию аудитории.
- Ну и не берите близко к сердцу, если видите, что на галерке кто-то спит в наушниках, играет в морской бой или занимается посторонними делами. Пофгисты были, есть и будут, и если их меньшинство, то это ни в коем случае не должно сбивать Вас с истинного пути к званию легендарного лектора. Ведь стремление - это уже классно!
Удачи!

2
0
Прокомментировать

Я не преподаватель, но кое что в этом смыслю)

Тут советуют держать контакт с аудиторией, задавать вопросы и интересоваться мнением. Вроде всё верно, но есть одна загвоздка! Активные студенты скорее хотят отличиться перед группой и сам предмет им, может быть, не так уж важен. Те, кто реально заинтересован в предмете, чаще всего смущаются. Сами вспомните студенческие годы, когда порой тяжело проявить инициативу (пусть и чертовски интересно) перед одним преподавателем и ещё толпой сверстников, количество коих стремится к бесконечности...

Посему мой совет таков:
Не лезьте к каждому попавшемуся с вопросами о его мнении по поводу дифференциальных уравнений или особенностей правления Екатерины Второй. Лучше разбавьте лекцию лёгкой шуткой или сравнением, чтоб аудитория расслабилась. Тут будет проще разглядеть тех, кому цель - не время скоротать на паре, а действительно интересно узнать о дифференциальной Екатерине. Последним-то и можно задать наводящий вопрос, вовлечь в дискуссию.

Так и самым активным будет интересно (вы пошутили, сострили) и умникам тоже (вы не завели дискуссию с самыми горланистыми, а обратили внимание на них, сосредоточенных).
Как-то так

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью