Аляксей Карчэўскi
декабрь 2016.
2635

Почему историки считают церковь крайне жестокой по отношению к учёным и науке, если многие учёные были монахами?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Действительно, есть устоявшийся десятилетиями стереотип, согласно которому церковь в средние века была смертельным врагом науки и преследовала передовых исследователей своей эпохи. Это связано с отношением к религии официальной советской историографии, считавшей её, как известно, «опиумом для народа». Именно в этом контексте публиковались многочисленные книги об учёных прошлого. Создавался своего рода пантеон «мучеников науки», пострадавших от церковных гонений.

Однако, при более детальном изучении биографий средневековых естествоиспытателей, можно увидеть, что многие из них преследовались не за научные взгляды, а за философские воззрения, противоречащие официальной церковной доктрине, и занятия различными оккультистскими практиками. Вот несколько примеров.

В 1316 году в Падуе был посмертно сожжён скончавшийся в инквизиционной тюрьме врач Пьетро д'Абано. Причиной преследования послужили его занятия астрологией и магией.

27 сентября 1327 года во Флоренции по приговору инквизиции был сожжён астроном Чекко д’Асколи. Учёного осудили за занятия астрологией, составление гороскопов и рассуждения, противоречащие церковному учению. Вот что писал о нём историк Джованни Виллани: «Он был приговорён к костру, потому что в Болонье сочинил трактат о сфере, где говорилось, что в небесных сферах обитают поколения злых духов, которых с помощью заклинаний можно заставить, при известном расположении звёзд, творить чудеса. Ещё в этом трактате говорилось о неодолимом влиянии небесных тел и о том, что Христос сошёл на землю не только по воле Божьей, но и вследствие астрономического порядка вещей, что он жил и странствовал с учениками, как ничтожная пешка, подчиняясь своему гороскопу, предопределившему и смерть, коею он умер; и что Антихрист, согласно указаниям планет, явится в обличье богатого и могущественного властелина, и ещё там было много других суетных и противных вере рассуждений».

27 октября 1553 года в кальвинистской Женеве был сожжён врач и естествоиспытатель Мигель Сервет, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Но его казнили не в связи с медицинскими исследованиями, а за отрицание догмата о Троице.

26 августа 1572 года в Париже католиками был убит математик Пьер де ла Раме (Рамус). Он принадлежал к протестантам и погиб в ходе массовых расправ над гугенотами, последовавших за печально знаменитой Варфоломеевской ночью.

За религиозно – философские взгляды, идущие вразрез с официальным мнением церкви, были казнены также Джулио Ванини в 1619 году и ставший хрестоматийным Джордано Бруно в 1600 – м. По сути, в этом гонения на учёных мало чем отличались от расправ над известными религиозными вольнодумцами Средневековья – Дольчино, Яном Гусом, Иеронимом Пражским и Савонаролой. Разумеется, мировоззренческое инакомыслие не оправдывает жестоких казней инквизиции. Подобные наказания недопустимы с точки зрения современного человека. Но факт остаётся фактом: многие учёные были казнены вовсе не из – за науки.

Пожалуй, одной из наиболее известных жертв инквизиции, действительно пострадавших за научные взгляды, был итальянский астроном Галилео Галилей. Официально он не был признан еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси». Но учёный в итоге всё – таки не был сожжён, не погиб под пытками, не умер в заключении. Он скончался в собственной постели.

Тем не менее, утверждение о церкви, как о противнике науки, небезосновательно. Один пример. В январе 1559 года в Риме впервые был издан «Индекс запрещённых книг» – список изданий, запрещённых католикам к чтению под угрозой отлучения. Перечень регулярно обновлялся. В разные годы в него входили труды Коперника, Кеплера и Галилея. Список был упразднён Ватиканом только в 1966 году.

Таким образом, жестокие средневековые расправы над учёными зачастую являлись не подавлением прогресса, а борьбой с религиозным инакомыслием, которая была типична для того времени.

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Действительно, есть устоявшийся десятилетиями стереотип, согласно которому церковь в средние века была смертельным врагом науки и преследовала передовых исследователей своей эпохи. Это связано с отношением к религии официальной советской историографии, считавшей её, как известно, «опиумом для народа». Именно в этом контексте публиковались многочисленные книги об учёных прошлого. Создавался своего рода пантеон «мучеников науки», пострадавших от церковных гонений.

Однако, при более детальном изучении биографий средневековых естествоиспытателей, можно увидеть, что многие из них преследовались не за научные взгляды, а за философские воззрения, противоречащие официальной церковной доктрине, и занятия различными оккультистскими практиками. Вот несколько примеров.

В 1316 году в Падуе был посмертно сожжён скончавшийся в инквизиционной тюрьме врач Пьетро д'Абано. Причиной преследования послужили его занятия астрологией и магией.

27 сентября 1327 года во Флоренции по приговору инквизиции был сожжён астроном Чекко д’Асколи. Он был осуждён за занятия астрологией, составление гороскопов и рассуждения, противоречащие церковному учению. Вот что писал о нём историк Джованни Виллани: «Он был приговорён к костру, потому что в Болонье сочинил трактат о сфере, где говорилось, что в небесных сферах обитают поколения злых духов, которых с помощью заклинаний можно заставить, при известном расположении звёзд, творить чудеса. Ещё в этом трактате говорилось о неодолимом влиянии небесных тел и о том, что Христос сошёл на землю не только по воле Божьей, но и вследствие астрономического порядка вещей, что он жил и странствовал с учениками, как ничтожная пешка, подчиняясь своему гороскопу, предопределившему и смерть, коею он умер; и что Антихрист, согласно указаниям планет, явится в обличье богатого и могущественного властелина, и ещё там было много других суетных и противных вере рассуждений».

27 октября 1553 года в кальвинистской Женеве был сожжён врач и естествоиспытатель Мигель Сервет, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Но его казнили, не в связи с медицинскими исследованиями, а за отрицание догмата о Троице.

26 августа 1572 года в Париже католиками был убит математик Пьер де ла Раме (Рамус). Он принадлежал к протестантам и погиб в ходе массовых расправ над гугенотами, последовавших за печально знаменитой Варфоломеевской ночью.

За религиозно – философские взгляды, идущие вразрез с официальным мнением церкви, были казнены также Джулио Ванини в 1619 году и ставший хрестоматийным Джордано Бруно в 1600 – м. По сути, в этом гонения на учёных мало чем отличались от расправ над известными религиозными вольнодумцами Средневековья – Дольчино, Яном Гусом, Иеронимом Пражским и Савонаролой. Разумеется, мировоззренческое инакомыслие не оправдывает жестоких казней инквизиции. Подобные наказания недопустимы с точки зрения современного человека. Но факт остаётся фактом: многие учёные были казнены вовсе не из – за науки.

Пожалуй, одной из наиболее известных жертв инквизиции, действительно пострадавших за научные взгляды, был итальянский астроном Галилео Галилей. Официально он не был признан еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси». Но учёный в итоге всё – таки не был сожжён, не погиб под пытками, не умер в заключении. Он скончался в собственной постели.

Тем не менее, утверждение о церкви, как о противнике науки, небезосновательно. Один пример. В январе 1559 года в Риме впервые был издан «Индекс запрещённых книг» – список изданий, запрещённых католикам к чтению под угрозой отлучения. Перечень регулярно обновлялся. В разные годы в него входили труды Коперника, Кеплера и Галилея. Список был упразднён Ватиканом только в 1966 году.

Таким образом, жестокие средневековые расправы над учёными зачастую являлись не подавлением прогресса, а борьбой с религиозным инакомыслием, которая была типична для того времени.

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить