Что можно почитать или посмотреть, чтобы лучше понимать творчество Рене Магритта?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

В принципе, в абсолютном большинстве случаев, чтобы понять художника — надо смотреть картины и ни на что больше не отвлекаться. А на всё остальное переходить только когда какая-то интерпретация картин в собственной голове уже существует.

С Магриттом это справедливо вдвойне, поскольку никакой особенной биографии у него нет, никакого вклада в теорию он не сделал, существенной суммы записок не сохранил, да и вообще изображению трубки, на котором написано "это не трубка", особенных пояснений не требуется. Попробуйте набить её табаком, и всё станет понятно.

Так вот, а если хорошо посмотреть картины, то приходится признать, что вопросы, которые он себе ставил — дихотомия реальности и изображения, столкновение противоречий, искажение последовательностей и прочее — всё это слишком простые вопросы. На фоне того, что происходило во всём остальном искусстве, не говоря уже о происходящем во всём остальном мире — на этом фоне Магритт был символистом средней руки, который в конце XIX века мог бы быть носим на руках, но в середине двадцатого предложить ему было нечего. Колоссальный опыт двадцатого века Магритт как будто вообще почти не заметил. Но это, в общем, бельгйская тема, да.

Проблема в том, что большинство его картин построены на очень простых механических приёмах, как повторение одной и той же строчки в минимальными изменениями. Птица с контуром неба. Корабль с контуром моря. Птица и корабль. Камень в воздухе. Камень и облако в воздухе. Камень и птица. И так далее.

Это работает в журнальной публикации и перепечатке, когда картинка маленькая, общение с ней почти интимно, и она удивляет прямой простотой метафоры. Но это совершенно не работает в жизни. В жизни это банально плоские, слишком большие холсты, которые, если их поместить в один зал, производят впечатление, что человек брал колоду карт, на которых было написано "ночь", "море", "дверь", "слово", тасовал, вытаскивал две или три, и писал серию картин с вышеупомянутыми предметами во всех вариациях. Даже тему нетрубки он доил потом несколько полотен.

И к сожалению, смысл в этих вариациях — только самый поверхностный. Ночной город, дневное небо. Ночное небо, дневной город. Магритт не вкладывал в конкретные картины никакой дополнительной философии, поскольку его интересовала только сама фабульная таинственность. Если таинственность присутствовала, этого было достаточно, а насколько она сложна — как бы уже не важно. Что приводит к тому, что большинство художников того времени можно копать и копать, а в Магритта углубляешься ровно настолько, насколько позволяет глубина метафоры. С учётом того, что их у него никогда не больше чем по одной на картину — получается на полчеренка примерно.

Что конечно не значит, что у него нет хороших картин. Та же "нетрубка" — написана превосходно. Но тем сильнее её контраст со всем остальным, и тем заметнее отношение хороших его картин к огромному количеству плохих.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-4

«да и вообще изображению трубки, на котором написано "это не трубка", особенных пояснений не требуется» 

М. Фуко бы с вами не согласился (:

+1
Ответить

Ну да. ) Меня это больше всего забавляет: концептуалисты и потом постструктуралисты так подхватили Магритта, приняв его за "своего", а он при этом был совершенно без задней мысли. Но это нормально, так нередко происходит.

+1
Ответить

Ура, Глеб (и замечательно, что в каждом виде искусства есть кто-то вроде Магритта)

0
Ответить
Ещё 2 комментария

А в чем именно ура? )

0
Ответить

Ну в том, что мне тоже Магритт всегда казался пошловатым иллюстратором

+1
Ответить
Прокомментировать

К сожалению, не могу дать ссылки. В Брюсселе видела в музее Магритта кинохронику - домашнее видео, как бы сейчас сказали, которое снимал Рене Магритт. Сюрреалистические перформансы с женой и друзьями. Например, из их шутливого заворачивания в простыни потом родилась картина "Влюбленные". Там же были и фотографии, тоже сюрреалистического направления.  Вот эти фото- и видео материалы прекрасно раскрывают магриттовский сюрреализм.

Наталья Горбуноваотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью