Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие работы Христо и Жан-Клод являются наиболее масштабными?

Искусство и культураОчевидно невероятный ленд-арт
The Question
  · 3,2 K
Главный редактор сайта Signet Land  · 30 нояб 2016

Идея оборачивать крупногабаритные объекты в яркую ткань прославила художников-концептуалистов Христо Явашева и его жену Жан-Клод Дени на весь мир. Их первая масштабная работа появилась в 1968 году, тогда они сделали невероятное - завернули воздух, создав три объекта, самый крупный из которых назвали «Упаковка 5600 кубических метров». Гигантское надувное сооружение изготовили из 2000 метров ткани и 3,5 километров веревок, оно висело в воздухе без какого-либо каркаса внутри. Объект весил 6 350 килограммов и стал одной из самых крупных бескаркасных конструкций когда-либо поднимавшихся в воздух. В истории искусства проект остался под названием “Упакованный воздух”.

Самыми масштабными по сложности реализации оказались два проекта - «Зонтики. Япония – США» (1984-1991) и «Обернутый Рейхстаг. Берлин» (1971-1995). На реализацию проекта «Зонтики. Япония – США» художники потратили 7 лет. Для того, чтобы одновременно установить и раскрыть желтые и голубые зонтики в США и Японии потребовалось преодолеть административные проволочки, получить разрешения у представителей окружных администраций, владельцев земельных участков, но 9 октября 1991 года испытания закончились, и над Калифорнией и островом Хонсю одномоментно раскрылось 3100 зонтов.

Для того, чтобы “упаковать” берлинский Рейхстаг художникам потребовалось в два раза больше времени. Переговоры с немецким правительством Христо вел 15 лет. Изначально в его идее чиновники увидели политический подтекст, желание «спрятать» здание, которое олицетворяло политику на тот момент еще разделенной Германии. Впервые в бундестаге судьбу объекта искусства решали голосованием политиков - анпакетаж утвердили в 1994 году. Обернуть Рейхстаг тоже оказалось очень непросто: пришлось установить 8 панелей для защиты фасада от возможных повреждений, а все статуи поместить в специальные стальные клетки. Для этой «упаковки» Явашеву понадобилось более 100 000 кв. м серебристой ткани и 8 км ярко-синего каната. Под каскадами струящейся драпировки, в складках которой шумел ветер, здание выглядело, как сказочный замок из диснеевского мультфильма. За 2 недели проект посетило около 5 000 000 человек.

Христо и Жан-Клод всегда испытывали интерес к масштабным проектам, потому каждая их работа является грандиозной по своему замыслу и исполнению. Например, в 1969 году художники обернули тканью часть побережья Австралии, а в 1984 году “накрыли” Новый мост в центре Парижа. На этот проект было затрачено 40.000 м² полиамидной ткани; мост посетили около 3 000 000 зрителей.