Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем философия ленд-арта как направления искусства?

Искусство и культураФилософия+2
The Question
  · 3,8 K
Первый
Главный редактор сайта Signet Land  · 14 нояб 2016

Ленд-арт – направление в искусстве, в котором художник использует природные материалы и окружающий ландшафт для создания объекта. Это движение возникло в США в конце 1960-х годов как художественный протест против элитарности традиционного искусства, коммерции в арт-среде, галерей и музеев как выставочных пространств.

Основателем ленд-арта считают художника Роберта Смитсона. Он полагал, что в далёком будущем вселенная трансформируется, и её ключевой характеристикой станет всеохватывающее единообразие. Исходя из этого, он стремился к минимализму и математическому безличию в авторском самовыражении: использовал в своих работах сначала индустриальные материалы, а впоследствии и вовсе призвал в соавторы природу.

В октябре 1968 года в Нью-Йорке прошла выставка «Земные работы», посвященная американскому послевоенному искусству, где Смитсон, Уолтер де Мария, Майкл Хайзер и другие художники представили свои арт-объекты, сделанные из природных материалов - почвы, песка, воды. В том же году вышло и эссе Роберта Смитсона «Отложение осадка Мышления: Земные Проекты», которое стало теоретическим обоснованием ленд-арта.

По словам критика и редактора журнала Bookforum Николь Рудик, главной идеей ленд-арта стала взаимосвязь природы и человека, идея природы как мастерской, которая дает и пространство, и материалы для воплощения задуманного.

Разочарование властью технологий и усложненной городской жизнью также толкало художников к жизни на природе. В ленд-арте происходит возвращение к истокам, поворот к мифологическому способу мышления, художник обращается к создателю, что выражается в масштабности проектов ленд-артистов. Творения ленд-артистов не подразумевают зрителя, и сама фигура художника не имеет значения - ленд-арт отрицает автора, он сливается с природой. Художник пытается переорганизовывать окружающую среду в огромное полотно, на котором природа это не пассивная декорация, а полноправный участник. Художник больше не пытается преобразовать мир, довести его до совершенства, а обращается к поиску утраченных ценностей, пытается вернуть искусство в природу.

Фестивали ленд-арта сейчас проводятся по всему миру, самые крупные из них – в Литве, Дании, Германии, США. Самый известный из российских – фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце, куда тысячи художников со всего мира приезжают каждое лето. Сама же деревня, по словам ленд-арт художника Николая Полисского, стала примером преображения умирающего села в модную культурную площадку.