Ваш вопрос меня зацепил своей созвучностью одной из интересующих меня тем - психологическому портретированию. Только мы работаем словами, а результат принципиально далёк от искусства.
Однако попробуем!
Я предлагаю отталкиваться не от вашей идеи. Представьте: видение фотографии уже сложилось в вашей голове, однако модель не до конца проникается им - или ей не подходит заданный образ - поэтому в кадре выглядит не совсем естественно. Конечно, можно работать с ней, вызывая нужные эмоции, но...
Попробуйте принять за отправную точку личность вашей модели, раскрыть чувственность\неповторимость которой - ваша задача. Ведь когда человек не играет, он ведёт себя наиболее органично. И такому "образу" поверит сам Станиславский.
Итак, нам понадобится:
В общем, рецепт варьируется - главное во всём этом, пожалуй, поболтать с человеком в непринуждённой, комфортной атмосфере. Отмечайте привычную для него пластику тела, превалирующие эмоции. Возможно, вам расскажут удивительную историю из жизни, которая ляжет в основу фотографии - от любви ко второй половинке до глубоких переживаний личной утраты. Предложите модели для фотосессии погрузиться в эти ощущения ещё раз.
После релаксации и снятия мышечного напряжения это уже элемент лёгкого гипноза, особенно если дать упражнение на дыхание (это займёт около минуты) - поэтому в отрицательный опыт лучше не погружайте, особенно если видите сопротивление. Но можно предложить в момент съёмки вспомнить что-то личное и как-бы пережить это (не погружаясь глубоко) - такой вариант подходит лучше.
Кроме опыта у человека есть ещё один интересный источник "эмоционально-насыщенного материала". Мечты!- Поэтому расслабив, "переносите" его на прекрасные острова, куда ему так хочется, и в любые другие места.
Этими нехитрыми способами мы работаем с материалом, который уже есть в человеке - помогая ему найти выражение в теле: в образе, позах и мимике.