Sasha Ba
сентябрь 2016.
4082

Суфии — это всегда сунниты?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться

Суфизм появился и развился в суннитской среде и он позиционируется сегодня как ортодоксальный суннизм, тогда как шиизм - отдельное направление с другими корнями и историей. Как известно, основное отличие шиитов от других течений - ихприверженность двенадцати имамам после Пророка (да благословит его Аллах и его семейство и да приветствует!). От этих имамов передаются предания (хадисы) резко критикующие суфизм и суфиев. Вот некоторые из них:

Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Никто не следует суфизму, кроме обманутого, заблудшего и глупца» (Хурр аль-Амили, «Аль-Исна ‘ашария», с. 30).

Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Один сподвижник Имама Садыка, да будет мир с ним, сказал ему: „В наше время появилась группа людей, которая называет себя «суфиями». Что ты скажешь о них?“. Имам сказал: „Поистине, они — наши враги. Кто будет склоняться к ним, тот из их числа и будет воскрешён вместе с ними. Появятся люди, которые будут заявлять о своей любви к нам, но будут склоняться к суфиям и уподобляться им, называть себя их названием и разговаривать их речами. Кто будет склоняться к ним, тот — не от нас, и я отрекаюсь от них. А тот, кто отвергнет их и опровергнет их, подобен тому, кто сражается с неверующими рядом с Посланником Аллаха» (Мирза Нури, «Мустадрак аль-васаиль», т. 12, с. 323).

Есть и другие высказывания по этому поводу. Но ясно становится одно: суфизм и шиизм - абсолютно разные направления, являющиеся оппонентами между собой, где авторы одних писали множество трудов в опровежение других.

8
0
Прокомментировать

Суфийским орденом, близким к шиизму, является Бекташи, распространённый в Турции, Албании, Боснии. "Также, как и остальные шииты, бекташи особо почитают четвертого халифа Али и его потомков, считают первых трех халифов узурпаторами, почитают 12 праведных имамов, носят траур по погибшим членам семьи Мухаммеда и Али, почитают умерших праведников, придерживаются шиитской правовой школы – джафаритского мазхаба. Как и остальные суфии, они развили мистико-эзотерическое учение, которое скрывают от непосвященных, и проводят ритуалы, включающие в себя коллективный танец". Отсюда.

3
0

Бекташи это исмаилитская секта, с заимствованиями из учения суфиев, но не орден

0
Ответить
Прокомментировать

Шиитских тарикатов меньше, но они есть. Один из распространенных (в том числе и в современном мире) шиитских орденов - ниматуллахи (ниматаллахийа).

2
-1
Прокомментировать

Да, безусловно, есть и суфии-шииты. Суфизм правильнее рассматривать не как отдельное течение в исламе, а как совокупность религиозно-философских влияний доисламского и неисламского происхождения. Суфизм появился в результате слияния мистических учений более ранних религиозных традиций и философских течений. В нём можно найти элементы зороастризма, неоплатонизма, индуизма, христианства, гностицизма и других учений и традиций. Многие ритуалы и обряды суфизма заимствованы из доисламских религиозных традиций.

И хотя некоторые суфии в своих практиках заметно ушли от фундаментального ислама, а некоторые неосуфийские секты к исламу вообще отношения не имеют, суфизм в рамках шариата ничем не лучше консервативного салафизма. Например, в Талибане, аль-Каиде в Афганистане сильны позиции суфизма, в Пакистане сильно влияние суфизма.

«Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам – это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть. Коран и меч, и ничто в нем не отделимо одно от другого»

— Хасан аль-Банна — египетский политический деятель, исламский проповедник и реформатор, ученик аль-Газали. Основатель «Братья-мусульмане»

Абу Хамид аль-Газали — исламский богослов, правовед, философ и мистик, один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.

Именно в среде суфиев в 20-м веке зародилось движение «Братья-мусульмане». В июне 2001 года путем слияния подразделения «Братьев мусульман» «Египетский исламский джихад» (во главе с египтянином Айманом аз-Завахири) с Аль-Каидой (во главе с Усамой бен Ладеном), было сформирована аль-Каида аль-джихад. Однако мало кто знает, что «Братья-мусульмане» и Аль-Каида, а так же группировка, образованная слиянием группы - аль-Каида аль-джихад, имеют суфийское происхождение, и основаны под влиянием египетского суфия Хасана аль-Банны.

23
-22

То есть ваххабит или салафит может быть суфием?  Это как-то странно

0
Ответить

Термин «ваххабизм» — совершенно искусственный и у него не существует точного определения. Происходит от имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), которого, вообще говоря, нельзя назвать основателем какой-нибудь новой секты или течения в исламе, поскольку ничего нового он в ислам не принес, более того — был противником нововведений.

В российских СМИ термин «ваххабиты» применяют для обозначения магометан, чьи убеждения и/или действия выходят за рамки законодательства страны. Поскольку исламский фундамент не совместим с нормами современных государств, действия и убеждения немалой части магометан выходят за рамки законодательства цивилизованных стран, поэтому в «ваххабиты» можно записать немалое количество магометан и исламских организаций.

Сами магометане термин «ваххабизм», как правило, не используют. Многие магометане считают этот термин «антиисламским» и «исламофобским». В среде магометан не-ханбалитских прововых школ (как правило, ханафитами) термин чаще используется как ярлык, клеймо для обозначения магометан ханбалитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннизме). Ханбалитский мазхаб суннизма является наиболее консервативным, а пропаганда против ханбалитов во многом обусловлена ревностью и соперничеством.

Другое дело, что западные комментаторы и представители СМИ, как правило, не разбираются в исламской идеологии и просто перенимают терминологию некоторых магометан, претендующих на именование «умеренных».

В действительности среди исламских террористов ханбалиты составляют малую долю. Например, большая часть ИГ (исламская организация и квазигосудство, запрещенное в РФ) представлена ханафитами, Талибан — суфиями-ханафитами. Магометанин, участник нападения в Ницце был маликитом.

Да, критики в адрес ханбалитов достаточно: отношение к женщине как веши и домашнему животному, запрет практики любой религии на их территории, публичные казни и обезглавливания, поэтому легко понять неприятие к ним со стороны редакторов «The Guardian», «NYT», «der Spiegel». Но они все-таки имеют очень небольшое представительство в международном исламском терроризме. Независимо от того, что они делают, они как правило делают это у себя дома, и у них мало мотивации для терроризма, т.к. многое из того, что ИГ делает на подконтрольной территории, они и так могут делать у себя дома на законных основаниях.

-3
Ответить

Термин «салафийя» в общем смысле означает причисление себя к саляфам, а саляфы – это сподвижники и «праведные имамы» из первых трех поколений, о которых Мухаммед говорил: «Лучшие люди в моей общине – это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним». То, к чему призывал в 9-м веке Ибн Ханбал, в 14-ом столетия Ибн Таймийя, в 18-ом веке Абдул Ваххаб, или в 21 веке различные салафитские группы — возвращение к основам исламской идеологии, а не привнесение чего-то нового. Именно поэтому эти движения более корректно именуют «фундаменталистскими».

Как я уже говорил, некоторые суфии в своих практиках заметно ушли от фундаментального ислама. А салафиты являются противниками нововведений (бидаа), поэтому возникают конфликты внутри уммы.

-4
Ответить
Ещё 9 комментариев

Ага,  то есть получается вахзабит- любой исламист в западных терминах,  а салафит быть суфием не может.  Спасибо,  интересно,  раскрыли мне глаза.  Раньше думал,  что суфиие априори не могут быть терорристами,  а аказывается все куда сложнее. 

Я тут,  кстати,  задавал вопрос про различие между мвзхабами.  Выходит,  ханбалиты реально более консервативные?

0
Ответить

получается вахзабит- любой исламист

да, как я уже говорил, «ваххабизм» искусственный термин, равно как и «исламизм»

Вопрос: Что такое исламизм? Чем он отличается от ислама?
http://vk.com/wall-95456237_3741 http://archive.is/2BxqK (архивная копия)

ханбалиты реально более консервативные
верно

-4
Ответить

А сторонники аль-Ваххаба?

-1
Ответить

Правильнее сказать, сторонники сохранения ислама, возвращение к основам исламской идеологии, очищения от нововведений (бидаа). Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был всего лишь одним из таких людей.

Собственно сама идея очищения учения не является криминальной, но вполне логичной. Проблема в том, что само учение плохое.

-4
Ответить

Магометанство действительно имеет некоторые характерные признаки религиозного учения, но начиналось оно как устав разбойничьей шайки. Точно так же, как пиратский кодекс или воровской закон, это набор правил, определяющий, как планировать нападение и делить добычу.
Например, в Коране даже сура есть «Добыча» (аль Анфал) и аят, посвященный разделу награбленного (8:41). Женщины также рассматривались Мухаммедом как добыча. О легализации изнасилования говорится в аяте 4:24.

Но этот устав не протянул бы столько столетий, если бы не пытался наполнить свои правила неким «высшим смыслом». Это была удачная идея, и она сработала. Устав поддерживал порядок в разбойничьих рядах, убеждая приверженцев, что умереть за разбойничье дело — значит не просто подохнуть, а обрести вечную жизнь в ином мире. Похожие принципы пытаются внедрять все бандитские шайки, с большим или меньшим успехом.

Да и чисто внешне достаточно посмотреть — чёрные флаги, болезненная фиксация на «чести», «мужественности» и фетишизация оружия — классические признаки криминального сообщества. Культ насилия, фетишизация насилия. Например, типичное магометанское имя - Сейфуллах, переводится как «меч Аллаха».

-4
Ответить

Похожие принципы пытаются внедрять все бандитские шайки с большим или меньшим успехом: татуировки, шансон, гангста-рэп, мемориальные граффити и т. д. Каждая четвертая рэп-композиция вышибает из слушателя слезу, повествуя о тяжкой доле запертого в гетто бандюгана, в то время, как остальные три посвящены выяснению, кто настоящий «гангста», а кто поддельный, и призывам очистить ряды от ренегатов. Ничего не напоминает?

Один из ярких образцов такой криминальной субкультуры, несущей зачатки религиозной системы — кодекс крупнейшей американской банды «латинос» Latin Kings. Этот феномен зашел настолько далеко, насколько позволил ему американский образ жизни, предоставляющий меньшинствам и субкультурам столько суверенитета, сколько они в состоянии схватить и убежать. У «кингизма» есть штатные проповедники, нечто вроде теологии и своего рода философия. В середине восьмидесятых чикагская банда «Блэкстоунские Рейнджеры» воспользовалась сверхлиберальным законодательством США в области религиозной и общинной жизни, провозгласив себя религиозным движением Эль-Рух — ветвью Мавританского Храма Науки и Мавританской Церкви Америки и получив соответствующие налоговые льготы.

-4
Ответить

А вот, к слову, примеры скриншотов из исламских групп:
http://archive.ec/Sby1C
http://archive.ec/KAcSp

-4
Ответить

некоторые неосуфийские секты к исламу вообще отношения не имеют

А какие секты, например, и к чему имеют?

0
Ответить

Гурджиевские движения. Суфийский танец. Йога Дервишей.

Ну, вот что-то вроде этого
Сложно сказать, к чему они имеют отношение :)

-5
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Сам шиизм - это крупнейшая секта в исламе, поэтому непосредственно Исламом его назвать сложно. Конечно там есть свои мыслители, но можно ли назвать их суфиями? Не знаю. Ведь суфизм базируется на сунне Пророка и ведет к ее еще более тщательному и искреннему исполнению.

Суфизм (или тарикат) это путь духовного совершенствования в исламе - прямой и краткий путь очищения сердца. Если шариат (прикладные законы жизни общества и человека) это тело ислама, то тарикат - его душа. Путь тарикат ведёт человека к хакикату (Искренности), без которой религия превращается всего лишь в мертвую механическую обрядовость. Тарикатские (суфийские) шейхи являются муршидами (наставниками), а муриды (или мюриды) - их духовными учениками, которые благодаря наставничеству своих устазов (муршидов) продвигаются по духовному пути очищения сердца от его болезней - алчности, подлости, честолюбия и т.д., превращая его в чистое зеркало, отражающее в себе Всевышнего.

Право наставничества передается в тарикате от учителя к ученику. Напрямую. По книгам получить тарикат невозможно, поскольку тарикат - это дух истины, ощущение и понимание, которое можно впитать только находясь рядом с совершенным наставником. Бумага этого передать не может.

Истинным является только тарикат, имеющий непрерывную цепь наставник-ученик от самого Пророка Мухаммада с.а.в. до современного Устаза (шейха). Если же эта цепь имеет разрывы, такой тарикат по сути тарикатом уже не является даже если его адепты называют его таковым, а себя шейхами. Подобные псевдошейхи называются в исламе муташейхами. Пользы от таких шейхов получить не получится, поскольку даже безошибочно исполняя все внешние атрибуты тариката, его дух ими получен не был, поэтому и передать они его не могут. Более того, не очистившись от своей самости, такие шейхи, сами не отдавая себе в этом отчёт, могут иметь корыстные эгоистические мотивы, такие как желание почета, уважения, власти над людьми и и.п., и следование за такими людьми не только бесполезно, но и опасно для духовного здоровья человека.

На сегодня, в результате прихода к власти в России коммунистов, в Турции - ататурка, в Аравии - ваххабитов, ими было убито много мусульманских ученых и имамов. В следствие этого ислам понес серьезные потери, в том числе были утрачены многие из существовавших ранее непрерывных цепочек (силсиля) тарикатов. Утрачены тарикаты в Турции, Средней Азии и России (Чечне, Ингушетии, и других регионах, кроме Дагестана, в котором он чудом сохранился, хотя и там советской властью были убиты многие имамы, учёные, а также суфийские шейхи и мюриды). Возможно где-то ещё, в других, не поименованных выше регионах и сохранились истинные тарикаты, но об этом пока нет сведений.

Хотя сегодня тарикат исполняют и в других регионах помимо Дагестана, это, как правило, происходит без живого истинного шейха (напр. Чечня и Ингушетия) - что не совсем верно, им правильнее было бы взять вирд у живого истинного шейха (устаза) или попросить устаза для себя. Или тарикаты возглавляют шейхи, не имеющие непрерывную цепь предшественников, т.е. не истинные шейхи (муташейхи) - это нынешние турецкие тарикаты и все их ответвления на территории России. Хотя они и делают все правильно по форме, но, в связи с отсутствием непрерывной цепи устазов, тарикатом не являются и передать знаний не могут.

Единственный истинный известный мне на сегодня тарикат с подтвержденной цепью преемственности шейхов - это дагестанская ветвь тариката (его Устазы являются одновременно шейхами Накшбандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов). Одним из муршидов этой ветви является и легендарный дагестанский имам Шамиль.

На сегодня в Дагестане есть несколько истинных суфийских шейхов, одним из которых является действующий муфтий Республики Дагестан Ахмад-хаджи Абдулаев.

Ниже приведена ссылка на библиотеку, в которой вы найдете большую подборку книг о суфизме и суфиях, а также много произведений известных суфийских шейхов, учёных и поэтов разных времен, таких как ибн Араби, Аль Газали, Руми, Рази, Курди, Саид Афанди, Хасан Хильми, Ахмад-хаджи Абдулаев и других:
https://drive.google.com/folderview?id=1UOI_eDgyti50IpsBfVa3MOWEqg8uI1tq

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью