Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему звонари не глохнут на своей работе, и откуда они берут новые мелодии?

ИсторияМузыкаНаука
Дарья Новикова
  · 2,3 K
Младший дворник Лозинского гетто  · 5 сент 2016

Звонари (если речь о традиционных для православной церкви в России колокольных звонах и звонарях) в любом случае испытывают довольно сильное звуковое воздействие на свои слуховые органы, но при работе они используют беруши или наушники, снижая, таким образом, степень воздействия звука на органы слуха.

Что касается "новых мелодий", то колокольные звоны в силу устройства и особенностей звучания традиционно создававшихся на Руси/в России колоколов имеют ряд уникальных особенностей, которые и определяют процесс создания и исполнения музыки. Дело в том, что при отливке нового колокола на Руси главной звуковой характеристикой была не определенная частота звучания (как, это, к примеру, делалось на Западе и иногда в России - в частности, путем высверливания отверстий или расточке уже отлитого колокола добивались того, чтобы колокол звучал в тоне определенной частоты), а тембровая окраска, создаваемая сложным сочетанием издаваемых колоколом звуков. Кроме того, построенный на законах гармонии гомофонный музыкальный строй, ныне нами воспринимаемый как абсолютно естественный, возник довольно поздно, он утвердился лишь в XVII-XVIII веке, когда традиция колокольных звонов уже давным-давно сложилась. Поэтому традиционная русская колокольня не была ансамблем инструментов, как, скажем, струнный квартет.

В силу сказанного выше можно сказать, что каждый колокол - это уникальный музыкальный инструмент со своими неповторимыми характеристиками (и нельзя быть уверенным на 100% в одинаковом звучании колоколов, отлитых по одной технологии из одного сплава и в одной и той же форме). Мало того, каждая колокольня уникальна - она имеет индивидуальный набор колоколов и порой особый способ извлечения звука и организации звона (при помощи веревок или очепов - длинных рычагов, - управление звоном из одного места или несколькими звонарями и т.д.) Поэтому в отличие от привычной нам музыки невозможно создать такой звон, который в точности воспроизводился бы на любой колокольне. Тем не менее, это не значит, что невозможно примерное повторение известных звонов на разных колокольнях и невозможна их определенная унификация.

Дело в том, что колокольные звоны довольно подробно регламентированы. Ввиду того, что их основным назначением было и остается объявление о начале богослужения или об особых моментах в его ходе, в зависимости от типа, ранга службы или литургического времени предписывались определенные элементы звона (количество ударов в одиночный колокол, типы используемых во время звона колоколов, продолжительность и кратность звонов). Кроме того, были выработаны и определенные приемы звона, которые указывают на характер текущего богослужения (праздник - трезвон, т.е. троекратный звон в несколько колоколов или групп колоколов; погребальный перебор от меньших к самому крупному и т.д.)

В условиях же, когда организующим началом не может быть ни мелодия, ни гармония (колокола, напомню, не отливаются под звук определенной частоты, а звонницу не создают по принципу оркестра), им становится ритм. Поэтому новые звоны - это не новые оркестрованные мелодии, а новые ритмы (в этом смысле звонницу можно сравнить с ансамблем ударных инструментов), в которых разные группы колоколов могут быть солирующими.

Но, надо сказать, композиторская музыка, написанная специально для русских колоколов, все-таки существует. В этом случае композиторы специально "под себя" создают звонницу, задавая изготовителям определенные параметры колоколов, и пишут музыку под этот конкретный музыкальный инструмент. В качестве примера приведу музыкальное произведение "Мороз и солнце" из цикла "Музыка тяжелого металла", написанного специалистом по колокольным звонам свящ. Павлом Радиным специально для собранной им "под себя" колокольни.

https://www.youtube.com/embed/822eeIIdmkI?wmode=opaque