Евгений Грибанов
сентябрь 2016.
1753

Есть ли у животных мораль?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Есть. То, что у нас обычно называют моралью (альтруистичное поведение вместо эгоистичного), возникло из системы взаимозачётов "ты мне - я тебе", неизбежно возникающей в любых сообществах стайных животных со сложной иерархией.

Наиболее наглядным примером является груминг - вылавливание паразитов из шерсти на спине у некоторых видов обезьян. Это действие, которое обезьяна не может произвести себе сама. Только друг дружке. Ты что-то сделал для другого, другой со временем что-то сделает для тебя. Если не вести учёт взаимозачётов, открывается простор для социального паразитизма, когда отдельная особь только принимает блага, а сама для блага других ничего не делает.

Для конкретной особи это хорошо, но для популяции в целом это плохо, потому что паразит получает эволюционное преимущество, его эгоистичные потомки вытесняют потомков альтруистов и со временем все особи в стае начинают себя вести как паразиты, не оказывая благо другим. Чтобы избавиться от такой ситуации, в ходе эволюции у стайных животных обязательно возникает система взаимозачётов. Каждый член стаи помнит, сколько кому из соплеменников он должен. Если кто-то вдруг начинает себя вести эгоистично, либо ему перестают оказывать помощь, либо вообще могут изгнать из стаи. Опасность этого заставляет членов стаи воздерживаться от эгоизма, оказывая помощь другим членам стаи по мере надобности.

Действие по оказанию помощи соплеменнику может быть разным, кроме груминга это может быть помощь в совместной охоте (волки), слежение за небом (сурикаты), делёж добычей в плату за охрану стойбища (люди и собаки). Кстати, люди и собаки - не единственный пример межвидового сотрудничества. Известно, что некоторые виды дельфинов плавают и охотятся стаями, в которых встречаются представители разных видов дельфинов. Такая стая действует как единое целое.

Необходимость вести систему взаимозачётов - очень сложная функция, она за собой тащит сразу целую кучу всякого. Способность различать других членов стаи. Способность запоминать. Способность к счёту. Неизбежно возникают сопутствующие понятия, которые мы относим к категории морали. Воровство. Обман. Несправедливость. Обида. Близкие члены стаи (это не обязательно родственники), готовые придти на выручку или оказать помощь. А воровство и обман автоматически тащат за собой необходимость понимать, что в данный момент видят и о чём думают соплеменники (чтобы украсть блага и не огрести от других членов стаи). А необходимость понимать, о чём думают соплеменники автоматически тащит за собой theory of mind - способность ставить себя на чужое место и представлять как бы ты поступил на этом месте.

Всё это требует очень больших вычислительных ресурсов и очень сильно разгоняет размер мозга (потому что мозга нужно много, большой мозг даёт тебе преимущество даже несмотря на растущую энергию, которая расходуется на его поддержание в рабочем состоянии). А появившиеся вычислительные ресурсы можно потом использовать и для других вещей. Например, для обучения охоте. По настоящему сложной охоте, такой, какую в инстинкты не прошьёшь. Именно поэтому у кошачьих (они не стайные животные и у них нет ничего вышеперечисленного) инстинкты охоты зашиты на уровне рефлексов. Им не требуется обучение, только родившись они уже умеют охотиться, им требуется только научиться координации движений своего тела. Но охотятся кошачьи всегда одним и тем же способом, тем что передан им в генах. А вот у волков наоборот. На уровне рефлексов зашит самый минимум, а охотиться щенки учатся от взрослых волков и это не очень быстрый процесс. В результате у каждой стаи волков свой способ охоты и свой тип добычи. Доходит до того, что на одной территории могут бесконфликтно сосуществовать несколько разных стай волков, каждая из которых обучена охотиться на свой тип добычи.

Считается, что именно стайность и необходимость вести взаимозачёты является основной причиной роста мозга у приматов, к которым относятся и люди. Не очень понятно, какой именно процесс вызвал последующий взрывной рост сложности мозга у людей (на эту кандидатуру есть два претендента: человеческая речь и способность к распутыванию следов), но первой ступенькой к росту было именно ведение взаимозачётов с другими членами стаи.

Большая часть вышеперечисленных понятий морали присущи всем стайным животным со сложной иерархией. У человека отнюдь нет монополии на мораль. Хотя, безусловно, у людей она сложнее и включает в себя больше понятий.

2
-1
Прокомментировать

Да, только на биологическом инстинктивном уровне. Например, хищники, которые обладают опасными клыками и когтями, что могут причинить смертельные раны, очень редко используют их при драках друг с другом. А в большинстве случаев вообще обходятся просто демонстрацией и понтами, не вступая в схватку.

Евгений Яжкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью