Верно ли деление поэзии на мужскую и женскую?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

В целом, разумеется, нет. Такое разделение (мальчикам - про войну, девочкам - про любовь) если и работает, то только, наверное, на уровне популярной поэзии в духе Эдуарда Асадова (и вот уже намечается противоречие: Асадов, популярнейший автор "девичьих" стихов о любви - мужчина). "Настоящая", серьезная поэзия ищет вдумчивого и чувствующего читателя (или читательницу), а гендер здесь не так важен.

Вместе с тем, конечно, нельзя отрицать, что пол и гендер - это очень важные аспекты идентичности, оказывающие существенное влияние на то, как человек воспринимает окружающий мир и взаимодействует с ним. Взаимоотношения поэта (или его/ее лирического героя) со своей телесностью, сексуальностью, с собственной "мужественностью" или "женственностью" могут стать основным предметом его или ее творчества или присутствовать в нем на уровне второстепенного, но постоянного мотива - и в таком случае допустимо говорить если не о "мужской" или "женской" поэзии как таковой, то хотя бы о специфической "мужской" или "женской" оптике. Так, скажем, поэзия Марии Шкапской или Веры Павловой - несомненно поэзия "женская", хотя их стихи совсем не похожи на стереотипные "дамские" вирши (наоборот, в свое время они шокировали читателей своей откровенностью, которая - особенно в случае Шкапской - воспринималась как почти жестокая). Или вот, например, Сильвия Плат: она, в отличие от двух упомянутых русских поэтесс, реже обращалась к чисто физиологической сторонам женской жизни (хотя в ее поэзии нередко встречаются образы крови, беременности и т.д., но они не столь реально-конкретны); но значительная часть ее "исповедальной" лирики - она, по сути, о женской судьбе и (косвенно) положении женщины в обществе, которое ее судьбу и определяет.

Поэты-мужчины к таким темам традиционно обращаются (обращались) реже - потому что им исторически не требовалось искать себе место в литературе, они там по дефолту присутствовали, тогда как пишущая женщина, в некотором роде маргинал, всегда должна была определяться с тем, в каких отношениях состоят ее пол/гендер и ее писательство, - но, конечно, субъективно для многих из них важен опыт переживания себя как мужчины. Он может быть связан, например, с участием в военных или революционных действиях или с каким-то экстремальным опытом. Скажем, у Эдуарда Багрицкого образы гражданской войны и революции неразрывно связаны с идеей мужественности и мужской сексуальной мощи (см. шокирующий многих финал поэмы "Февраль"). Или поэт может обращаться к воспоминаниям о своих первых сексуальных/романтических переживаниях, первом осознании себя сквозь призму пола.

И все же это не повод делить поэзию на "женскую" и "мужскую". Гендерная идентичность ведь не единственная: есть еще и, скажем, возрастная.  Поэт может очень пространно воспевать или осмыслять свою молодость ("Иду красивый, двадцатидвухлетний") или зрелость ("Эта седость - победа бессмертных сил"), но мы не делим поэзию на "молодежную" и, ээээ, "старческую"; эти стихи "открыты" всем, и тем, чей возраст и опыт совпадает с возрастом автора/лирического героя, и тем, для кого он - принципиально "чужой". Вообще, то, что специально маркируется и распространяется как "молодежное" (молодежное кино, молодежная проза) - обычно ширпотреб, пусть иногда и качественно сделанный (а одновременно с ним существует кино о молодежи и проза о молодежи, которые в рамки масскультовой "молодежности" не укладываются). То же касается и "женской литературы" (или "мужской литературы"), которые изначально подаются как "женская/мужская литература" и продаются с прицелом на соответствующую аудиторию.

3
0
Прокомментировать

Вопрос классификации радикально решил Варлам Шаламов: "В искусстве существует закон «все или ничего». Иными словами, нет стихов менее квалифицированных и более квалифицированных. Есть стихи и не стихи. Это деление более правильное, чем деление на поэтов и не поэтов. Все нехудожественное в искусстве – антихудожественно, враждебно истинному искусству".
Спорить с ним трудно, а сейчас - бесполезно. Учтем - у  Варлама Тихиновича было внутренние чутье с опорой на богатый читательский опыт.
Нам, менее опытным, можно спастись выделением тем, которые чаще развивают прихлебывая виски или латте. Но бойтесь - забежит эрудит и забросает контр-примерами.
Для "женской поэзии" главная тема - любовная. Она напоминает газировку. Сладкая, вредная, много фирм и пара хорошо известных брендов. В ВК ее океан, на других ресурсах хватает. Толстые журналы и Фейсбук мимо. Вариация - стихи о не любви. Для грустных девушек. В прочем, хайповыми текстами грешат и юноши, известно зачем.
Яркий пример чисто женской темы - феминизм. На русском я такого не встречал, но вот тут можно найти примеры, или тут.
Не освещен вопрос про Ахматову и Цветаеву. Голосую за то, что поэты.
А теперь покричим человеку с филологическим образованием.

1
-3
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью