Victoria Kats
10 июня 05:25.
12404

Если самолюбование является вариацией гордыни, можно ли сказать, что постить селфи — это тоже смертный грех?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
4 ответа
Поделиться

Хотя список из семи смертных грехов (гордыня, лень, жадность, гнев, обжорство, похоть, зависть), особенно набравший популярность после фильма Дэвида Финчера является вполне аутентичной и старой христианской концепцией, это – скорее способ осмысления человеческой жизни, слабостей и страстей, чем практическое руководство. Разумеется, действия, мотивированные этими переживаниями, не поощряются, но если смотреть на вопрос, например, с точки зрения того, в чём нужно исповедоваться и что может стать препятствием для причастия, то на первом месте будут не такие отвлечённые концепции как «гордыня», а несколько более конкретные 10 заповедей (те самые «не сотвори себе кумира», «не убей» «не лжесвидетельствуй» и так далее), а также церковные заповеди. Разумеется, эти заповеди также принято понимать расширительно, например, «не возжелай жены ближнего своего» является, помимо прочего, запретом на просмотр порнографии, в том числе и с участием незамужних женщин, и даже мужчин. В связи с этим во всех христианских конфессиях, где есть таинство исповеди, существует традиция составления списков в помощь исповедующемуся, где приводится большое количество потенциальных прегрешений, что позволяет верующему ознакомиться со списком и понять, что из этого он совершил.

Все эти нарушения выводятся именно из заповедей, и, теоретически, могут включать в себя и «делание селфи», как, например, нарушение первой заповеди «не сотвори себе кумира», в том смысле, что «кумиром» в данном случае выступает собственное тело. Но необходимо понимать, что в конечном итоге такие списки – просто вспомогательный инструмент, и могут варьироваться от одной епархии к другой. Всё зависит от священника – кто-то строгий, исходящий из представления о жёсткой дихотомии мира, в котором все вещи либо богоугодны, либо богопротивны, может заклеймить селфи как нечто вредное, кто-то другой сочтёт это просто «бессмысленной суетой», которая не вредна сама по себе, но отвлекает от полезных дел или склоняет к совершению иных грехов (например, похоти), а кто-то сочтёт это обычным хобби, не заслуживающим особого отношения с стороны церкви. Наконец, нужно учитывать интенцию – селфи, в конечном итоге, это просто автопортрет, не более греховный, чем любая другая фотография. Хотя, конечно, обсессивное заполнение доступного всем информационного пространства собственными изображениями МОЖЕТ (хотя и не обязательно) быть сочтено признаком излишнего внимания к собственной персоне, не подобающего христианину.

Для начала не помешало бы понять цель селфи, обнаружить его намерение. Если мы говорим, что таковым является банальное желание насладиться своей собственной красотой и заработать социальное одобрение, маркерами которого являются лайки и репосты, то найдем, что селфи является грехом услаждения своей внешней красотой и искания мирской славы, растущим на страстях гордыни, тщеславия и блуда.

Но если мы, набрав философской высоты, утверждаем, например, что человек фотографирует себя по причине его отчужденности от других, из-за того, что некому посмотреть ему в глаза и потому он сам смотрит в их виртуальное отражение, то приходим к мысли о том, что страсть уныния является причиной селфи, сам же акт съемки тогда является грехом отсутствия надежды на Бога, прилежать к которому в молитве и нужно в случае чувства одиночества и беспомощности.

Обратившись к монашеской культуре, мы увидим, что зеркало является чуждым для подвижника элементом интерьера, более того, до появления зеркал не было принято смотреть на свое отражение в воде, да и чего уж там, Антоний Великий, например, говорил о том, что не умывается, чтобы не загрязнять воду своими грехами. Однако, это не значит, что святые были в принципе чужды любви к красоте. Одна из духовных практик в христианстве заключается в том, чтобы от созерцания природы восходить к созерцанию самого Бога, видеть величие Творца в твари. Красота вообще мыслится как одно из доказательств Бога.

Поэтому, подытожив, ошибка селфи заключается в неправильной интенции своего вожделения, человек, который должен был возлюбить Бога, полюбил себя и оттого совсем утратил душевный покой (докучая всем в социальных сетях), потому что, по слову блаженного Августина, «для Себя создал нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его».

Кстати, "смертным грехом" обычно называют страсть, а их всего 7 (некоторые святые выделяют 8), поэтому селфи не является смертным грехом, но грехом является.

Сергей Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Лично я для себя  сформулировала краткий и четкий(на мой взгляд) ответ на этот вопрос: зависит от внутреннего побужения сделать селфи и выложить его, от цели селфиделателя. В случае, когда "О, Боже мой, посмотрите на меня, я - само великолепие" или #якрасотка, #8-оечудосветапередвами, смело приписывайте данную особь к будущей частичке ада.

Показать ещё 1 ответ
Ответить