Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто разрабатывает концепции выставок: художники или кураторы?

Искусство и культураМузей «гараж»
Daria Demekhina
  · 2,0 K
junior curator at GARAGE  · 31 авг 2016

С самого начала нужно понимать, какая задача стоит перед музеем. Вариантов может быть много: персональная или коллективная выставка, ретроспектива или, наоборот, представление самых последних работ, специальный проект приглашенного куратора или проект куратора, работающего в музее.

Каждый из этих случаев нужно рассматривать отдельно, однако и тогда не существует четких правил, как действовать. Обычно все начинается в самом музее: составляется план развития и определяются те направления, которые наиболее близки институции, затем начинаются переговоры с художниками, студиями, кураторами, правообладателями и другими заинтересованными сторонами, определяются бюджеты, выстраивается логистика и т. д.

Когда все участники согласны, начинается разработка выставочного проекта. По каким критериям, методологиям и стратегиям это происходит, зависит тоже от ряда параметров: от идеологических задач институции на данный момент, от ожиданий от выставки, которую она хочет провести. И опять же самым важным является вопрос жанра той или иной экспозиции.

Если готовится, например, ретроспективная выставка, выбирается принцип показа работ: он может быть — среди многих других вариантов показа — хронологическим или тематическим. Далее между художником — если он жив — и куратором начинается обсуждение будущей экспозиции.

Здесь стоит сделать оговорку. Как заповедовал еще Ханс Ульрих Обрист, в основе любого художественного взаимодействия в наши дни должен лежать интенсивный, специальный диалог. Две творческие субъективности в лице куратора или институции или группы кураторов и художника, или художника и его студии, где могут быть ассистенты, еще какие-то люди, работающие с художником, влияющие на его решения, должны найти точки соприкосновения. Между всей командой, задействованной в проекте, должны быть заключены некие негласные концептуальные, этические и, конечно, прагматические договоренности.

В теории, в музейной деятельности, как и в любой другой работе, любой из агентов системы может неожиданно поменять свое решение, но он должен отдавать себе отчет, насколько это будет чревато для судьбы проекта. Однако это больше относится к каким-то чрезвычайным обстоятельствам.

Поэтому почти любая выставка — это результат интенсивной и творческой работы целой команды.