Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем О'Брайен из романа "1984" передал книгу Уинстону, в которой рассказывалась правда о партии и о текущем положении дел в мире?

Искусство и культураЛитература
Joseph Steklozarski
  · 24,8 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 28 авг 2016  · trepang.livejournal.com

Не раз говорилось, что мир ангсоца неправдоподобно герметичен: в статье «Наш ответ Фукуяме» Кирилл Еськов замечал, что в реальности, где из радостей только мерзкий джин «Победа» и кислый кофе, а бритвы только ржавые, и «телекраны» будут постоянно ломаться, их будут кустарным способом чинить, тюнинговать и перепрошивать. Это замечание немного в сторону; Уинстон на вопросы О’Брайена, «что же нас победит», отвечал «человеческий дух», но на самом деле мог бы сказать «энтропия». Что возразил бы на это О’Брайен, утверждавший, что «индивид — всего лишь клетка?» В разговорах с Уинстоном он не раз подбирается к этому возражению, но не произносит его — возможно, просто подготавливая неизбежное «естественным» (в рамках извращенной логики ангсоца) путем. Попробуем понять, что же это такое.

Оруэлл описал реальность Партии, противопоставленной «пролам», причем Партия разделена на внешнюю и внутреннюю. Но единовластная партия, что легко показать на примере Советского Союза, модель которого послужила источником вдохновения для Оруэлла, заинтересована только в собственном существовании и благоприятствовании — прочтите книгу Михаила Восленского «Номенклатура», чтобы в этом убедиться. Для создания такого режима благоприятствования необязательно устанавливать над обществом настолько тотальный и беспросветный контроль: тяга к механизации, активному изменению языка в целях экономии характерна скорее для социалистических обществ вскоре после революции, для убежденных фанатиков, править которыми мог бы скорее не Старший Брат, а как раз Эммануил Голдштейн, очевидным образом списанный со Льва Троцкого.

В книге «Теория и практика олигархического коллективизма», якобы написанной им, а на самом деле О’Брайеном и его коллегами, не содержится откровений, до которых не мог бы додуматься наблюдательный человек со склонностью к критическому мышлению — тот же Уинстон, который в начале романа уже совершает мыслепреступление, начиная вести дневник. Книга заточена под определенный склад ума, она подтверждает и развивает догадки изначально оппозиционного человека (о чем вскользь говорит и сам О’Брайен: «Прочли вы в ней что-нибудь такое, чего не знали раньше?»). Выдать ему книгу — значит поймать его «на живца».

Но зачем же партии, заинтересованной в сохранении своих секретов, выдавать своему нелояльному члену такую книгу, пусть даже этот человек уже обречен? Неужели затем, чтобы просто потом над ним поиздеваться с большим основанием? «Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть», — сообщает О’Брайен Уинстону в застенках Министерства любви: в этих беседах он наставляет его во внутренней логике партии, в ее аутотренинге, в сути двоемыслия. Зачем он делает и это, зачем он просвещает какого-то несчастного Уинстона, если «индивид — всего лишь клетка?»

Конечно, можно предположить, что Оруэлл, коль скоро живописание идеологии и созданного ей мира, а таже объяснение сути этого мира (через книгу Голдстейна и откровения О’Брайена) было для него в конечном счете важнее художественной согласованности, просто воспользовался приемом введения необходимой информации через слова злодея. Вы наверняка задавались вопросом, почему злодеи кино, перед тем как убить героя, так любят поговорить. И ответ на это двояк (вспомним, опять же, двоемыслие — удобная практика! гибридная, как сейчас любят говорить!). Да, во-первых, это писательский способ организовать раскрытие информации, и в этом смысле и книга, и речи О’Брайена — условности. Но, во-вторых, это способ сообщить, что злодей признает героя равным себе.

Уинстона не расстреливают, хотя обещают сделать это. Когда он предает Джулию, его отпускают. Вспомним, что то, что с ним делают, называется «восстановление», по-английски — reintegration, то есть новое включение в состав целого. Его готовы принять обратно — и даже больше того.

Моя гипотеза: все, что произошло с Уинстоном, — вероятно, пойманным на мыслепреступлении в самом начале, когда он начал свой дневник, — подготовка к его принятию в ряды Внутренней партии. Индивид — клетка, но чтобы организм жил, клетки должны обновляться. Член Внутренней партии должен быть человеком совершенно циничным, узнавшим правду и решившим не противодействовать ей, а содействовать — на пользу себе и своему олигархическому классу. Уинстон прошел чудовищный обряд инициации — с повящением, испытаниями, пытками, отказом от прошлого. Его любовь к Старшему Брату, заявленная в последней фразе романа, — должна быть уже не слепой, внушенной любовью к вождю, а любовью к фикции, обеспечивающей благополучие.

Мы помним, однако, что в конце романа Уинстон медленно спивается, заглушая в себе мысли о прошлом, и работает на незначительной должности, где от него практически ничего не требуется. Какая же это Внутренняя партия?

Здесь я могу предположить, что это последняя фаза испытаний перед новым этапом в жизни Уинстона. Сводка с фронта приводит его в состояние эйфории, в желании приблизиться к объекту любви. В нем завершается сложная химическая реакция, которая должна, так сказать, инсталлировать в его мозг подлинное двоемыслие. Может быть, очень скоро товарищу Смиту дадут ответственное поручение, и он оправдает доверие Старшего Брата, став равным О’Брайену? 

Если это не так, то партия действительно готова нести несоразмерные задаче расходы ради перевоспитания одного заблудшего члена. Либо ей очень не хватает людей и на внешнем уровне (что противоречит всему ее поведению), либо она упивается садизмом, забывая о рациональности, что в конце концов, тоже противоречит самосохранению. В таком случае Уинстон прав, и энтропия погубит партию — причем, возможно, очень скоро; известный роман Дьёрдя Далоша, который даже выходил под одной обложкой с романом Оруэлла (не обладая достоинствами последнего), относит крах системы к 1985 году.

Интересная теория. Мое личное правда мнение...точнее впечатление, что в книге нет никаких доказательств, что в... Читать дальше
Первый
В Министерстве Любви между Уинстоном и О'Брайеном состоялся следующий диалог: - Вас сотрут и в прошлом и в будущем. Будет так, как если бы вы никогда не жили на свете. - Зачем тогда трудиться, пытать меня? - Мы не довольствуемся послушанием и покорностью. Когда вы окончательно нам сдадитесь, вы сдадитесь по собственной воле. Мы уничтожаем еретика... Читать далее

Вероятнее всего, вся эта книга была сфабрикована. Это не более чем очередной инструмент контроля, очень изощренный.

Думаю на этот вопрос О'Брайен сам косвенно отвечает в тот момент, когда Уинстона жесточайшим образом в течение длительного времени подвергают пыткам, и в его глазах О'Брайен читает вопрос - "Почему вы просто не убьете меня?"  На что О'Брайен дает Уинстону примерно следующее объясненение: если они убьют Уинстона - это будет означать его биологическую смерть, смерть... Читать далее
Первый
Студент, любитель естествознания и антиутопий в литературе  · 28 авг 2016
Начиная отвечать на этот вопрос, следует заметить, что Джорджем Оруэллом было создано не только очаровывающее литературное произведение, но и была интерпретирована продуманная до мельчайших деталей модель мира альтернативного будущего, адаптированная под взгляды автора на развитие мироздания с политической точки зрения, на чем, собственно, и сделан основной акцент в... Читать далее