Почему довольно таки сильный запах в комнате перестает чувствоваться, если ты находился там несколько минут? Будто мозг "нанюхался" и игнорирует его.

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Площадь обонятельной зоны носа — 5 квадратных сантиметров. Здесь расположено около миллиона обонятельных нервных окончаний.

Чтобы в нервном обонятельном волокне возник импульс, на его окончание должно попасть примерно 8 молекул пахучего вещества. Чтобы возникло ощущение запаха, должно возбудиться не менее 40 нервных волокон.

Однако слишком интенсивные запахи приводят к перегрузке обонятельной системы. Так в течение 10 минут человек привыкает к любому запаху и либо вовсе перестает ощущать его, либо ощущает искажённо. Для полного восстановления обонятельной чувствительности после интенсивной нагрузки нужен отдых от 3 до 5 минут.

Кстати, вспомните, как обстоит дело в парфюмерных магазинах, когда вы перестали ощущать запахи и любезные консультанты в такой ситуации предлагают вам понюхать кофе, чтобы, якобы, освежить обоняние.

Вы нюхаете этот предложенный кофе, и вам кажется, что обоняние возвращается. Вы покупаете духи, приходите домой, и понимаете, что они вам не нравятся. В чем же дело?

Представьте себе парковку в супермаркете. Если провести грубую аналогию, то машины - это частицы пахучих веществ, а парковка - это наш обонятельный эпителий. Как только машина занимает своё место на парковке, то в мозг посылается сигнал и возникает ощущение запаха. Обратите внимание - не всё время, пока машина припаркована, а только в самый первый момент. Вполне может сложиться такая ситуация, что машин огромное количество, все места заняты, а запаха нет. Так случается, если долго держать что-то пахнущее непосредственно у носа, нос устает и через какое-то время мы перестаём чувствовать запах. Надо немного подождать, часть машин уедет и обоняние вернётся. А нюхая кофе, мы как бы пытаемся на до отказа забитой стоянке припарковать ещё и грузовики.

Эту аналогию придумала Любовь Берлянская - эвалюатор таких известных марок, как Brocard, Faberlic, Firmenich. На мой взгляд эта формулировка очень ёмкая, точная и отлично передаёт суть процесса.

10
Прокомментировать

А если вы из темноты выходите на свет, то нестерпимо ярко, потом привыкаете. Зайдя со света в темноту, сначала ничего не видите, потом начинаете видеть. Окунувшись в горячую ванну сначала очень горячо, а потом привыкаешь, и т.д. и т.п. Это называется адаптация - физиологический процесс. "Жизнь - это постоянное приспособление к условиям существования", как говорил Сеченов. Вот организм и "подкручивает" чувствительность того или иного анализатора, в зависимости от обстоятельств.

4
Прокомментировать
Ответить