Алексей Угловский
февраль 2016.
13842

Почему когда надо делать что-то — уроки или работу, — даже инструкция на аэрозоле становится безумно интересной?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
24
2 ответа
Поделиться

Цель сделать уроки или работу может вдохновлять или удручать. Часто мы концентрируем внимание в первую очередь на возможных негативных следствиях: что будет, если цель не будет достигнута? чего мы лишаемся, пока занимаемся этим делом? И здесь предстоящее дело становится неприятным, отпугивает. При этом мозг получает противоречивое послание – делать и не делать. Но затормозить важное в социальном контексте действие крайне трудно, поэтому энергия ищет выхода в любой другой форме. Буквально во всём, что под руку попало: почистить аквариум, навестить бабушку, организовать уборку рабочего стола, прочесть инструкцию и т.д. Это называется "диверсия" – "уворачивание", "отклонение", (от латинского de - "от" + vertere, "поворачивать, менять направление").

Речь идёт о прокрастинации, в основе которой лежит отчуждение от деятельности. То есть, человек откладывает дело «на потом», так как оно вызывает у него эмоциональный дискомфорт. Прокрастинация известна среди психологов, как «болезнь современности». За ней может скрываться, например, боязнь оценки, страх успеха или, наоборот, провала, перфекционизм и неуверенность в себе.

В зависимости от силы и давности прокрастинации возможны разные пути её преодоления. Чтобы справиться с ней в какой-то конкретной ситуации, можно поставить себе более неприятную цель, тогда вы начнёте заниматься первым делом, чтобы избежать второго: оформить отчет или помыть окна.

Есть прекрасная книга "Мозг. Инструкция по применению", крайне интересно описывает эту и подобные хитрости функционирования нашего мозга. 

Суть в том, что наш мозг потребляет очень много энергии (около четверти всей потребляемой нами энергии забирает именно он). И чем более сложные задачи мы выполняем, тем больше энергии ему нужно. Самые энергоемкие - задачи творческие и освоения новой информации. А законы природы таковы, что мы всеми силами стремимся к сохранению энергии. Поэтому выполнение сложных интеллектуальных задач для нас как бы боль, все равно что таскать тяжелые мешки. И так же, как вместо тяжелого мешка вы бы с удовольствием схватили легкий пакет, так же мозг всеми силами пытается вместо сложной задачи схватить инструкцию на аэрозоле :) Так инстинкты стараются уберечь нас от растраты энергии.

Однако человек существо высшего порядка и живем мы не только инстинктами, поэтому заставляем себя и делаем то, что должны :)

Ответить