Почему так много русских революционеров были евреями? Чем им мешал царский режим, ведь как известно среди евреев пролетариев совсем мало?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Евреи в Российской империи были самыми пораженными в правах: кроме очень ограниченных категорий лиц, должны были жить за чертой оседлости - на Западе и Юге страны, но не во внутренних, собственно российских губерниях. И много прочих притеснений. Но в революции очень активно участвовали также, например, латыши и поляки. А социализм в том виде, каким он вошел в историю, создан по разумению этнического грузина. Дело прежде всего в доктринерстве - критическая масса людей уверовала в идеи коммунизма, которые должны преобразовать страну и весь мир. И, мол, тогда наступит эра счастья трудящихся. Привело это на деле к страшной диктатуре, которая десятилетиями удерживала власть насилием и ложью. И на последнем этапе ее существования внуки евреев-большевиков, третье уже советское поколение, от социализма отшатнулись.

27
-1
Прокомментировать

Я правильно понимаю, что по-вашему единственным объектом притеснения в царской России были пролетарии и всем остальным царский режим был благоприятен?

Таки я вас огорчу: евреев в России притеснять начали задолго до того, как слово "пролетарий" появилось в языке. Самое известное, конечно - черта оседлости, от которой страдали даже именитые евреи вроде Левитана, и из-за которой, собственно, и не было евреев-пролетариев (ибо производство было сосредоточено там, где евреям нельзя селиться). Введена государыней Екатериной II и со временем только ужесточалась. Добавить к этому обострившиеся при Александре III проблемы религиозного характера и постоянные погромы, которые, конечно, не были напрямую организованы властью, но почти не пресекались. А потом ещё добавились кровавые наветы.

Так что да, евреям от царского режима и от народонаселения доставалось никак не меньше, чем рабочему классу.

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
21
-1
Прокомментировать

Процитирую самого себя из ответа вот тут:

В Новое и Новейшее время, евреи, отходившие от религии, получившие западное образование и взгляды, страстно хотели вписаться в окружающую действительность. Но тут они наталкивались на уже сформировавшееся традиционное пренебрежение на бытовом уровне, и (в условиях, например, Российской Империи) дискриминацию на законадательном уровне. Это толкало "продвинутую" еврейскую молодёжь в революционные движения, ставящие своей целью всеобщее интернациональное равенство и братство. Что, к слову сказать, не так уж противоречило иудейской теории "рая на земле". Особенно они проявили себя в марксизме. Во времена Октябрьской Революции этническими евреями был очень сильный процент революционеров, большевистских чиновников и комиссаров. В 20-30-е годы они составляли значительную часть чиновничества и советской интеллигенции (в том числе, и из-за поголовной грамотности). (Поголовная грамотность, т.к. в еврейских местечках дети заканчивали начальную школу - "хедер"). Многие чекисты и палачи были представителями этого народа.

И в других странах члены социалистических и революционных партий часто были евреями. Что давало повод для ненависти со стороны консервативного и националистического движения. Этот факт стал одним из главных пунктов в идеологии германского нацизма.

Потом, в 1940-50-х в них же, как водится, нашли козлов отпущения. Из-за того же интернационализма. И Израиль, в силу ряда обстоятельств, превратился во вражеское Советскому Союзу государство. И началась массовая эмиграция. И молодёжь пошла теперь уже в диссидентство.

8
0
Комментарий удален модератором

Спасибо)

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Предыдущие ответы достаточно полно отразили то, почему евреи приходили к революционной борьбе. Здесь и черта оседлости, и еврейские погромы, и очень высокий уровень грамотности. Хотя эти факторы тоже не следует   возводить в абсолют. Большая часть революционеров была атеистами и имела конфликты не только с обществом ввиду своего еврейства, но и с евреями ввиду желания порвать с традиционным укладом жизни. Поэтому, скорее в первую голову следует говорить о грамотности (которая позволяла людям оказываться в соответствующем окружении) и о общем ощущении себя как маргинального элемента - ты еврей, но не иудей, ты умеешь читать, но имеешь сложности с получением дальнейшего образования, твоя семья не бедствует, но реализовать этот потенциал из-за черты оседлости ты не можешь.

Однако этот вопрос требует и еще одного ответа. Поголовное еврейство ВКП(б) - миф. Давайте посмотрим на первое советское правительство - СНК.

Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) (русский)

Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков (русский - из крестьянской вятской семьи)

Нарком земледелия — В. П. Милютин (русский из семьи сельского учителя, дальний потомок поэта-славянофила Языкова)

Нарком труда — А. Г. Шляпников (русский - из старообрядцев)

Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (русский - дворянин) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко (точно сейчас не могу найти, но, вероятно, русский) и П. Е. Дыбенко (крестьянин украинец)

Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин (родился в семье приказчика, вероятно, русский)

Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский (русский дворянин)

Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов) (русский)

Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) (еврей)

Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) (русский, дворянин)

Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович (поляк, дворянин)

Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) (вероятно, русский)

Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) (грузин)

Пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.

Таким образом, на весь СНК - ПРАВИТЕЛЬСТВО РСФСР лишь один, возможно, 2 еврея.   

4
0

Браво, одним мифом меньше

0
Ответить
Прокомментировать

Полного ответа у меня не получится. Но главным фактором я считаю то, что у евреев, как, наверное, ни у какого другого народа, очень высоко ставится образование, образованность. Это едва ли не культ образования. Просто вспомните распространённый образ еврейского отличника в школе или ВУЗе. А также, уходящее корнями глубоко в историю, стремление во что бы то ни стало пробиться наверх, оказаться успешнее других в важных сегментах общественного жизнеустройства, иметь возможность влиять на общество с самых высоких позиций. Влиять не только политически, экономически, но и культурно.

Именно поэтому, на мой взгляд, так много замечательных учёных, людей технических и творческих специальностей, по-национальности являются евреями. Ну а дальше всё просто - идеи революции созревали прежде всего среди людей образованных, впитавших в себя последние идеологические веяния. Университеты (это хорошо известно) были настоящими рассадниками бунтарских настроений. 

В идеи заговора я не верю. Там, где можно объяснить явление намного проще, конспирология отпадает сама собой.

1
-5

Друзья, в чём не согласны? Напишите. Минусы без объяснений все могут ставить.

-1
Ответить

"уходящее корнями глубоко в историю, стремление во что бы то ни стало пробиться наверх, оказаться успешнее других в важных сегментах общественного жизнеустройства, иметь возможность влиять на общество с самых высоких позиций" - примеры приведите, пожалуйста. 
Евреи в диаспоре до примерно середины XIX века почти всегда жили весьма и весьма обособленно, своим кругом, не встраиваясь и даже не ассимилируясь в окружающем обществе. Собственно, поэтому так мало было среди них распространено земледелие (не только в России, но и в других странах). 

А культ образованности... ну я бы не назвал это культом. Но евреи долгое время действительно оставались самой образованной нацией, просто потому, что религия требует от каждого мужчины умения читать (а на самом деле петь) Тору и как минимум мальчиков поэтому в общинах издревле учили грамоте и счету. Но к революционной настроенности это мало отношения имеет. 

+2
Ответить

Илья, вам привести примеры, доказывающие стремления? Как вы себе это представляете?

Вообще, я вижу, что вы не так поняли мои слова. Возможно из-за не слишком удачной формулировки. Большие стремления пробиться наверх общественной социальной лестницы оттого, на мой взгляд, и возникли, что притеснения евреев уходят своими корнями в глубь истории. Чем сильнее действие, тем сильнее противодействие. Именно такова моя мысль по отношению к еврейскому народу.

И совсем не культ образованности. Стараюсь долго подбирать слова в таких ситуациях. Я сказал именно то, что сказал: "Едва ли не культ образования". Вводное "едва ли" призвано уточнить эту мысль. Согласитесь, оно исключает ту интерпретацию, которую вы привели.

Революционная настроенность тоже не от самой образованности, но от настроений, идей, которыми были пропитаны университеты того времени.

Вообще же, я не понял, почему вам не понравился мой ответ. Еврейский народ я уважаю так же, как и остальные народы. Влияние евреев на развитие человеческой цивилизации нельзя переоценить. А то, что я объясняю успешность евреев не талантом, но образованием и трудом, уж извините. В моей картине мира талант - это и есть результат долгого труда. Только это отнюдь не значит, что какой-то народ может быть умнее других.

+1
Ответить
Ещё 5 комментариев

Уточню. Именно образование помноженное на серьёзное стремление и труд. Поскольку хорошо трудиться умеют все народы. А "едва ли не культ образования" отличает именно евреев.

0
Ответить

Стремление попасть наверх и пробиться к управлению должно же было в чем-то проявляться? Ну вот в наличии вельможей или богатых промышленников еврейского происхождения, а их нет.

Притеснение евреев действительно уходит корнями вглубь истории, но сравнительно недавнего времени противодействием этому притеснению было не стремление властвовать притесняющими, а наоборот, как можно сильнее закрыться и как можно меньше контактировать и трогать окружающих. 

0
Ответить

Стремления далеко не всегда оказываются успешными. Я бы даже сказал так - стремления оказываются успешными только тогда, когда есть возможности их реализовать. Понятно, что пока в разных странах (в том числе в России) евреев ограничивали в правах, то у них не было возможностей. Например, не было возможности получить государственную должность, если это запрещалось законом конкретной страны. С определённого момента запреты стали снимать и люди начали реализовывать свои стремления.

0
Ответить

Ну тогда про любой народ можно начать говорить, что он всегда стремился пробиться в начальники и управлять, просто ему мешали. 
Имхо, бритва Окама тут не помешает. 

0
Ответить

Вы правы, но только отчасти. Моя мысль в том и состоит, что у евреев за спиной долгие века притеснений, а оттого их противодействие, их стремления выше, чем у многих других. Бритва Оккама пока нам не нужна.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить