Marat Sultanov
февраль 2017.
450

Были ли выборы в Учредительное собрание единственными относительно свободными выборами после Октябрьской революции и вплоть до 1989 года?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

По современным критериям "свободных и справедливых выборов" - да, причем более свободными, чем выборы 1989 года.

Критерий "свободных/несвободных выборов" оценивает "входные барьеры" для тех, кто хочет быть кандидатом и вести свою избирательную кампанию. Чем проще выдвинуться и зарегистрироваться, тем выборы свободнее. Какими будут условия после того, как зарегистрируешься, это уже следующий критерий "справедливых/несправедливых выборов".

На выборах в Учредительное собрание с допуском кандидатов на выборы было просто: составляешь партийный список, собираешь сто подписей в своем избирательном округе (они обычно совпадали с губерниями), и твой список регистрируют. Скандалов, как сейчас, что партийные списки не пускают на выборы из-за формальных придирок к документам и подписям, тогда практически не было.

С дореволюционными выборами в Думу тоже интересно. На них вообще не было деления на избирателей и кандидатов в привычном современном смысле. Каждый включенный в список выборщиков мог прийти на избирательное собрание своего разряда (курии) и предложить там свою кандидатуру, и дальше его или выбирали в следующую стадию, или нет. Если политик каких угодно революционных взглядов оказывался в списке выборщиков и получал поддержку на всех стадиях выборов, возможностей не пустить его в Думу практически не было.

Основные ограничения свободы выборов тогда были имущественными (цензовыми): чтобы попасть в список выборщиков, надо было или владеть имуществом (земельный участок, дом, предприятие), или платить квартирный налог, или числиться в крестьянской общине или рабочим на фабрике. Кроме того, административные органы, проводившие выборы, имели возможность (и часто ей пользовались) манипулировать избирательными правилами так, чтобы не допускать в число выборщиков нежелательные группы населения или отдельных нежелательных кандидатов. Скандалы с такими манипуляциями, как и цензовые ограничения, создали думским выборам репутацию несвободных (и, по другим причинам, несправедливых).

Выборы 1989 года считаются "относительно свободными" из-за того, что на них любой желающий мог (реально, не формально) предложить свою кандидатуру на собрании по месту работы или жительства, получить на поддержку и стать "кандидатом в кандидаты". На следующем шаге свободный доступ на выборы ограничивала промежуточная стадия "окружных избирательных собраний". Окружные собрания с делегатами "от трудовых коллективов" и "от населения" были, как правило, управляемыми и консервативными, и значительная часть "неформальных" кандидатов, нежелательных для местного обкома КПСС, на них отсеивалась.

На выборах до 1989 года состав кандидатов на выборы, строго по одному на округ, определяли функционеры правящей партии, поэтому о свободных выборах там говорить не приходится.

Наконец, ранние советские выборы до 1936 года были одновременно и цензовыми (нужна была формальная принадлежность к рабочим или крестьянам), и, с начала двадцатых годов, однопартийными: сразу две причины, чтобы считать их несвободными.

Вопрос в критериях свободы, например выборы а государственные Думы российской империи можно считать свободными (хотя они не были равными). Именно в силу их свободы первые две госдумы были оппозиционными и их пришлось распустить.

Ответить