Игорь Сафонов
август 2016.
4027

Как феминизм повлиял на современное искусство?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
3 ответа
Поделиться

Если говорить о cовременном искусстве как среде, то именно феминисткам мы обязаны появлением большего числа женщин-художниц и более широкому показу их работ. Благодаря протестам против ограниченной репрезентации женщин в музеях и галереях и в частности деятельности Guerrilla Girls, музеи стали обращать больше внимания на женское искусство, и это касается не только современного, но и классического, так, например, с 8 марта Уффици будет откроет программу по показу работ художниц из своей коллекции. 

Цикл выставок в Уффици позиционируется как шаг к исправлению исторической несправедливости по отношению к женщинам, а затеяли эту ревизию истории искусств как раз феминистские арт-критикессы. Линда Нохлин в своем эссе «Почему не было великих художниц» (1971) заявила (не берусь сказать что впервые, но точно одной из первых), что точка зрения современного ей искусствоведения, это по сути точка зрения белого мужчины, взятая за эталон, что позволило пересмотреть отношение ко многим видам искусства, в том числе «ремесленным».

В том же эссе она выступила с критикой понятия «великий художник» и поставила под сомнение категорию гениальности (до этого отсутствие великих мастеров-женщин объяснялось в основном невозможностью наличия у них гения). Нохлин заявила (справедливо), что «гениальными» художникам-мужчинам из определенных социальных слоев позволяла стать развитая система институций, доступная для мужчин и закрытая для женщин, что стало немалым вкладом в институциональную критику в целом. В дальнейшем этот же принцип был применен и к небелому искусству, доступ которого в музеи был тоже довольно затруднен.

Именно благодаря феминистским критикессам была замечена проблема предвзятости художественного мира по отношению к женскому искусству: грубо говоря, пастельные тона и мягкие линии, если их производит мужчина-художник — ок и круто, а если женщина, то это потому что она женщина и неинтересно (подробнее можно почитать у Люси Липпард, если знаете английский). 

Среди заслуг феминисток — свободное изображение женской телесности в современном искусстве. Они немало критиковали табуированность любых «грязных» тем, связанных с женскими телами, в искусстве: например, изображать пенисы и сперму было ок, а вагины и менструальные выделения — не ок. Ну и вообще поднятием в современном искусстве тем угнетения, различных видов сексуальности, гендера и так далее мы во многом обязаны феминистскому дискурсу.

contemporary-artists.ru

27
-13

то именно феминисткам мы обязаны появлением большего числа женщин-художниц и более широкому показу их работ

А без феминизма женщина не может стать художником?

благодаря протестам против ограниченной репрезентации женщин в музеях и галереях

Открою вам секрет, но человеку безразлично, кто является автором понравившегося или не понравившегося ему произведения искусства.

-4
Ответить

Рустам, позволю себе предположить, что вы не очень глубоко знакомы с историей искусства в общем и институциональной критикой в частности. Для начала стоит прочитать хотя бы упомянутое в моем ответе эссе Линды Нохлин, ниже ссылка на него. Тогда вам станет понятнее, почему до феминизма женщины в массе своей не могли профессионально заниматься искусством, а в музеях женское искусство просто-напросто не показывали. Понимаю, сейчас сложно поверить, что работы, созданные художницами не показывали просто потому что они были женщинами, но вот так вот было.

contemporary-artists.ru

+4
Ответить

Дарья, я не отрицаю, что в прошлом в отношении женщин были распространены определенные предрассудки. Впрочем, и сегодня искусство и многие гуманитарные дисциплины политизированы.

Я говорю о том, что позитивная роль феминизма в развитии искусства более чем сомнительная. Скажу даже больше, равноправия в западном обществе женщина получила бы и без феминисток, просто потому, что для этого появились предпосылки. К тому же равноправие не противоречит европейской и христианской культуре.

И наоборот, где-нибудь в Афганистане, Сомали, Пакистане феминистки ничего не смогут изменить, сколько бы ни старались, даже если туда экспортировать всех этих боевых философеней-гинекологиней и прочих борцух (или борцесс) с "хуемразями"

-2
Ответить
Ещё 2 комментария

Ну судя по творениям феминисток их мозги вертятся вокруг гениталий. Обычно их картины это чтото красное, с кишками, вывернутой вагиной и лозунгом "нас угнетали но вот вам шедевр"

+1
Ответить

Полная чушь. Феминизм появился т.к. экономика мира поменялась, а не экономика мира поменялась потому, что феминизм появился. Есть причина, есть следствие. Небыло бы феминизма, к равенству в любом случае бы пришли. Т.к. роли уже не нужно такие строгие.

0
Ответить
Прокомментировать

Художницы-феминистки значительно трансформировали современное искусство второй половины ХХ века. Находясь в тесной связи с женским гражданским движением, художницы боролись за равные права с мужчинами в искусстве, а также за реабилитацию обесцененных форм ремесел и декоративного искусства, ассоциирующихся с женщинами. Фем-активистки стремились вернуть женщинам их собственные тела (право на аборт), а феминистские художницы - вернуть в искусство образы женщин, разрушая репрессивные стереотипы. 

Феминизм критикует положение женщины в патриархальном обществе, и как его продолжение - образы, создаваемые как высоким искусством, так и массовой культурой, где женщина представлена не как субъект, личность, а как объект для использования. Сексуальная объективация - важная категория, которая, согласно феминисткой теории, лежит в основе гендерного неравенства и системного насилия над женщинами. Один из главных феминистских лозунгов - «личное - это политическое». Понятие гендерной идентичности рассматривается феминистками как «сконструированное», а не биологическое, то есть гендер создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе.

Влияние феминистской проблематики, направленной на индивидуализацию и политизацию искусства, фем-критики визуальности и теорий гендерной идентичности прослеживается во многих работах боди-арта, перформанса и искусства инсталляции второй половины ХХ века и продолжается и по сей день.

27
-16

Назовите пожалуйста хотя бы 5 ведущих художниц-феминисток.

-7
Ответить

Алексей Климоский, из ведущих можно назвать Guerrilla Girls, Джуди Чикаго, Марта Рослер, Вали Экспорт, Синди Шерман

+5
Ответить

В дополнение к вышенаписанному: Кэроли Шнееман, Карен Ле Кок, Нэнси Юдельман,  Елена Ковылина, Ребекка Хорн, Сьюзан Могул, Орлан, Мика Эла, Шамсия Хассани и еще много прекрасных художниц. Есть еще теоретики типа Липпард, но это уже другой дискурс. 

Надеюсь, когда-нибудь люди, задающие такие "провокационные" вопросы научатся пользоваться гуглом

+5
Ответить
Ещё 3 комментария

Это просто женщины - художницы или именно феминистки? Они сами в курсе, что их в феминистки записали? Я вот погуглил нескольких и не нашёл даже упоминания о феминизме.

Вопрос был сформулирован максимально корректно, уж не знаю чем вы недовольны. Или вам только повод был нужен для возмущения?

-2
Ответить

Алексей, очень советую почитать вам анталогию гендерной теории. Там четко расписана разница между "женским" искусством и "фем" искусством. Я корректно ответила на ваш вопрос.

+1
Ответить

гендерная теория - псведоинтеллектуальный пшик. Как и многое другое под тэгами "фем" или "гендер". Это на узкий круг заинтересованных лиц. Да и не сказала бы я, что это все имеет право претендовать на феминизм в целом. Это только кусочек феминизма, на мой взгляд, совершенно не лучшая его часть.

0
Ответить
Прокомментировать

Феминизм представляет собой блестящий образчик современного искусства, прекрасно репрезентируя характерную телесность постмодерна, гениально иллюстрируя анти-лого-фоно-морфо-фалло-тело-центризм, отображая все богатство и интеллектуальность борьбы за права женщин в глубокомысленных актах творчества, как например здесь:

А вот еще "чистейшей прелести чистейший образец":

Нет, это не обложка для горграйнд альбома. И вообще, если вы увидели здесь что-то неприличное, то скорее всего вы слишком узколобы для интеллектуальной вершины современного художественного творчества.

А какой свежей, необычайной эстетизацией отличаются феминистские перфомансы в интернете и реальной жизни? Это подлинно новый взгляд на красоту:

К сожалению, у меня нет рядом достаточно толстой женщины, чтобы так же выразить все свое восхищение таким искусством, поэтому приходится писать по-старинке, по-патриархальному, а значит убого, а значит я лишь издалека (честно сказать подходить ближе просто страшно, в смысле, трепетно) могу передать все красоту феми искусства. Да и можно ли выразить невыразимое? Все-таки, чем гениальней произведение, тем меньшую его долю относительно всего богатства содержания мы способны понять, - в случае с феминистским искусством мы не способы понять вообще почти ничего, настолько оно высоко и непостижимо.

Сергей Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
28
-34

Вы как-то нечестно играете.

Вот, например, скульптура, созданная чуть позже фонтана Треви с первой картинки, ее создала женщина, Энн Сеймур Дамер.

А «обложка для горграйнд альбома» современница такой акции с писосами как «Фиксация» Петра Павленского, вполне патриархальных взглядов художника

Жанра «патриархальный перформанс» я лично не встречала, но раз уж вы заговорили об эстетизации, то погуглите словосочетание «венский акционизм», узнаете много нового

+11
Ответить

Тот факт, что даже у вас бомбит от феминистского искусства (некоторых его форм, предположим) вполне красноречив сам по себе.

0
Ответить

Один из самых жирных ответов, что я читал.

+3
Ответить
Ещё 4 комментария

ее создала женщина, Энн Сеймур Дамер

Дарья, вы путаете понятие феминизм с женщиной. А это все равно что путать понятие коммунизм со светлым будущем, анархию с порядком, наличие головы с умением думать и т.п.

-6
Ответить

Дарья, вы путаете понятие феминизм с женщиной. А это все равно что путать понятие коммунизм со светлым будущем, анархию с порядком, наличие головы с умением думать и т.п.

Ну или все равно что путать понятие «патриархат» с мужчиной

Или сравнивать искусство XVIII века с перформансом XXI века, как это делает автор оригинального поста

+6
Ответить

Ну или все равно что путать понятие «патриархат» с мужчиной

О чем и речь

Или сравнивать искусство XVIII века с перформансом XXI века

Вопрос касался феминизма и на фотографиях выступления феминисток

+1
Ответить

Вопрос касался феминизма и на фотографиях выступления феминисток

И как фотографии, сравнивающие барочный фонтан с феминистским перформансом, отвечают на вопрос, как феминизм повлиял на современное искусство?

+7
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью