Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
2 ответа
Поделиться

Ну то, что в средние века строили очень-очень долго  - известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки: например, если это был королевский или императорский заказ (и выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство). Например, Собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за 6 лет (и стоил 3 годовых бюджета Византии!), в летописи сохранились и имена архитекторов - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете ещё со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы скорее всего назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя немного времени уже был рассчитан следующий купил, еще большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, изучающие сопротивление материалов, позволяющие рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.

Впрочем, не стоит противопоставлять "ученую Византию" и "варварский Запад". Распространено мнение, что после падения Римской Империи, в Европе "все всё забыли", утратили всяческие навыки и строили "на глазок". Когда в Европе возникли крупные государства, к 12 веку здесь начинается активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К 13 веку их осмысляют и дополняют накопленным опытом. Например, в 1268-1271 годах Фома Аквинский делает научный комментарий к "Физике" Аристотеля. В его знаменитую "Сумму" вошли "Органон" Аристотеля", "Тимей" Платона, "Начала" Евклида, также тексты Гипократа, Галена, Аверроэсы и Авицены. Примерно в это же время еще более глобальный труд под названием "Великое зерцало" составляет Винцент из Бове. Создаются учебники по математике - в 11 веке Герберт из Орийяка составил первый учебник "О правилах абака", а в 12 веке Леонард Пизанский усовершенствовал, внедрил арабские цифры, показав что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

К чему это всё? К тому, что к началу строительства Великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что "всё строилось на глазок". К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов "Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. В книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии". Там действительно много полезного. Например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартимента (длина, ширина). Есть и другие трактаты - упоминаниях их есть и в "Великом зерцале" и "В Сумме", есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) "Об освещении церкви Сен Дени", но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.

В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в средние века? Расчеты велись и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например при "королеве соборов" - Шартрском соборе, сложилась грандиозная научная школа и знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Их имена они сами и история старались сохранить. Это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых мастеров. Например, в Амьенском и Реймском соборе архитекторы оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в европейской практике ввели практику архитектурные конкурсы.

43
0

Ксения, скажите, а как объяснить изгиб центральной оси собора Парижской Богоматери? Есть ли в этом конструктивный замысел или, как пишут порой, ось символизирует изгиб тела Христа?

+1
Ответить

В дополнение к этому прекрасному ответу порекомендую книгу Кена Фолетта под названием Столпы земли. Она как раз про строительство кафедрального собора в средневековой Англии. Оторваться невозможно!

+1
Ответить

Денис, хор (восточная (алтарная) часть здания) Парижского собора был возведен за 33 года, и к 1196 году был готов. Южные башни собора достроили только в 1240 году, а все объемы соединились в единую композицию только в 1315 году. В результате выявились небольшие "несостыковки": не только кривизна центральной оси, но и перепад высот в уровне пола.

+1
Ответить
Прокомментировать

Думаю, не стоит напоминать, что даже для постройки маленького загородного коттеджа необходимо иметь проектировочные расчёты и общий целостный замысел - так каким же образом могли обойтись без них такие значительные постройки, как соборы? В Средние века значение сакрального искусства было очень велико, строительству храмов уделялось огромное внимание.
Готическая архитектура, которая сразу приходит на ум при упоминании средневекового искусства, была новшеством своего времени, как в идейном плане, так и в технологическом. Для облегчения массивных стен, прежде несущих всю тяжесть давления перекрытий, стали применять контрфорсы - системы отходящих от плоскости стены вертикальных опор. Это привело к изменениям структурного и декоративного строя - появились большие окна и увеличилась их площадь по отношению к общей площади стены, пропорции стали вытянутыми, здание храма оказалось визуально более высоким, дробным, лёгким. Для возведения такого усложнённого типа постройки требовался профессиональный подход людей, знавших все тонкости строительства, умевших произвести специфические инженерные расчёты, подобрать материалы, учесть эстетическую и идеологическую составляющие.
К подробному ответу выше хотелось бы добавить упоминание триангуляции - популярного в готической архитектуре способа пропорционирования, в котором за основу построения взята форма треугольника. Разумеется, фигура с тремя вершинами имела особый сакральный смысл (ассоциация с Троицей), таким образом подчёркивался статус постройки как божьего храма.
Да, соборы строились столетиями, один архитектор сменялся другим, общий план здания ожидаемо корректировался, своды иногда рушились из-за ошибок проектировки, но без профессиональных знаний и умений они бы просто не были возведены.

2
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью