Daria Demekhina
август 2016.
193

Как вы оцениваете уровень среднего образования в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мы живем в эпоху перемен - нам и повезло, и не повезло. Система на стадии перелома/перерсборки. С одной стороны, разбираемся как можем с наследием - преодолеваем закостенелые традиции и стереотипы - привлекаем молодых людей в образование.

С другой стороны, активно внедряются новые образовательные технологии - приемы и методы, проектируются системы индивидуальных образовательных маршрутов, начинается пересмотр отдельных предметных областей - например, технология. 

Ситуация осложняется тем, что перемены в российской системе образования наслаиваются на общемировую смену образовательной парадигмы. Получается, что мы догоняем в квадрате - то, что было нормой за рубежом в 90-е, только сейчас начинает вписываться в норму у нас, в то время как весь мир уже шагает в 2025.

Но это все размышления. На деле, перестройка системы сказывается болезненно на качестве образования. С одной стороны, есть прогрессивные школы и учителя, кто открыт новым практикам и с умом подходит к проектированию средней школы - детям "везет". В другой, остаются школы, которые и рады бы работать эффективно, но в силу ряда причин (кризис в экономике, смена моделей финансирования, неэффективность большинства курсов повышения квалификации и педагогического образования в целом, уровень усталости педагогов (с опытом более 15 лет)) не могут этого сделать.
Учим английский язык вместе! Почему так мало людей после окончания школы хорошо знают английский язык?Как легко развить разговорную речь в английском, не общаясь с представителями языка?Есть ли в английском языке аналоги русских «вообщем», «ихних» и так далее?Задавайте вопросы экспертам

Вот и получается, что мир скачет вперед (адаптивное обучение, открытое образование, т.д.), мы его догоняем (спотыкаясь и чертыхаясь). Но вместе с тем, в нашей колеснице трехглавый дракон, головы которого шипят друг на друга (родители, школа и правительство) и не могут в конце концов посмотреть в одну сторону и увидеть ясную перспективу.

Остаются среднешкольники, которые в большинстве случаев по-прежнему получают свое образование вопреки, нежели благодаря системе основного образования. Добирают это образование везде - через друзей, интернет, книги, допопбр

Как школьник, скажу - никак.
Не знаю, как дело обстоит в гимназиях и лицеях, но обычное ГБОУ оставляет желать лучшего. Компетентных учителей, любящих работу и знающих свой предмет, можно по пальцам пересчитать. Широкое распространение отдельных особей "на-все-руки-от-скуки" особенно добивает. Понятно, когда один преподаватель ведет русский/литературу, или алгебру/геометрию, но сейчас имеют место быть такие социальные гибриды, как русский/физика, химия/география. Стоит ожидать, что один из предметов будет на дне Марианской впадины и преподаваться на манеру "открыли учебнички, списали тему". Обидно, что такое множество интересных наук умирает в руках неопытных преподавателей. И, что самое обидное, порождает ненависть учащихся.
Отдельный "привет" тем, кто считает, что унижая детей он повысит их мотивацию к изучению предмета. Ха! Грамотный преподаватель всегда совместит халву с горчицей, отметив успехи ученика и добавив, что тот, как бы между прочим, может сделать и лучше. И ведь правда хочется сделать лучше - в тебя же верят и надеятся...
От меня лично низкий поклон тем учителям, которые всегда стараются привнести изюминку в свои уроки, готовят презентации и поддерживают учеников. Это огромный плюс в копилочку образования, но их, увы, очень мало.

Смотря, как оценивать. Если взять победы школьников в олимпиадах различного уровня, то мы не последние и наше образование катируется. Если взять исследования PISA - это математика, естественные науки и грамотность чтения - то мы в середничках. Когда финских педагогов спросили, как им удается занимать первые места в этом исследовании, они ответили, что готовят учеников именно к этим исследованиям, то есть их образование построено на выполнение заданий подобного типа. Германия, когда после первого участия показала низкий результат, перестроила всю система своего образования и вошла в топ. А Шанхай, который является лидером PISA отказался от участия в исследованиях, потому что считает их неэффективными. 

Смотря, как оценивать :) 

Показать остальные 2 ответа
Ответить