Daria Demekhina
август 2016.
188

Как вы оцениваете уровень среднего образования в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мы живем в эпоху перемен - нам и повезло, и не повезло. Система на стадии перелома/перерсборки. С одной стороны, разбираемся как можем с наследием - преодолеваем закостенелые традиции и стереотипы - привлекаем молодых людей в образование.

С другой стороны, активно внедряются новые образовательные технологии - приемы и методы, проектируются системы индивидуальных образовательных маршрутов, начинается пересмотр отдельных предметных областей - например, технология. 

Ситуация осложняется тем, что перемены в российской системе образования наслаиваются на общемировую смену образовательной парадигмы. Получается, что мы догоняем в квадрате - то, что было нормой за рубежом в 90-е, только сейчас начинает вписываться в норму у нас, в то время как весь мир уже шагает в 2025.

Но это все размышления. На деле, перестройка системы сказывается болезненно на качестве образования. С одной стороны, есть прогрессивные школы и учителя, кто открыт новым практикам и с умом подходит к проектированию средней школы - детям "везет". В другой, остаются школы, которые и рады бы работать эффективно, но в силу ряда причин (кризис в экономике, смена моделей финансирования, неэффективность большинства курсов повышения квалификации и педагогического образования в целом, уровень усталости педагогов (с опытом более 15 лет)) не могут этого сделать.

Вот и получается, что мир скачет вперед (адаптивное обучение, открытое образование, т.д.), мы его догоняем (спотыкаясь и чертыхаясь). Но вместе с тем, в нашей колеснице трехглавый дракон, головы которого шипят друг на друга (родители, школа и правительство) и не могут в конце концов посмотреть в одну сторону и увидеть ясную перспективу.

Остаются среднешкольники, которые в большинстве случаев по-прежнему получают свое образование вопреки, нежели благодаря системе основного образования. Добирают это образование везде - через друзей, интернет, книги, допопбр

Как школьник, скажу - никак.
Не знаю, как дело обстоит в гимназиях и лицеях, но обычное ГБОУ оставляет желать лучшего. Компетентных учителей, любящих работу и знающих свой предмет, можно по пальцам пересчитать. Широкое распространение отдельных особей "на-все-руки-от-скуки" особенно добивает. Понятно, когда один преподаватель ведет русский/литературу, или алгебру/геометрию, но сейчас имеют место быть такие социальные гибриды, как русский/физика, химия/география. Стоит ожидать, что один из предметов будет на дне Марианской впадины и преподаваться на манеру "открыли учебнички, списали тему". Обидно, что такое множество интересных наук умирает в руках неопытных преподавателей. И, что самое обидное, порождает ненависть учащихся.
Отдельный "привет" тем, кто считает, что унижая детей он повысит их мотивацию к изучению предмета. Ха! Грамотный преподаватель всегда совместит халву с горчицей, отметив успехи ученика и добавив, что тот, как бы между прочим, может сделать и лучше. И ведь правда хочется сделать лучше - в тебя же верят и надеятся...
От меня лично низкий поклон тем учителям, которые всегда стараются привнести изюминку в свои уроки, готовят презентации и поддерживают учеников. Это огромный плюс в копилочку образования, но их, увы, очень мало.

Смотря, как оценивать. Если взять победы школьников в олимпиадах различного уровня, то мы не последние и наше образование катируется. Если взять исследования PISA - это математика, естественные науки и грамотность чтения - то мы в середничках. Когда финских педагогов спросили, как им удается занимать первые места в этом исследовании, они ответили, что готовят учеников именно к этим исследованиям, то есть их образование построено на выполнение заданий подобного типа. Германия, когда после первого участия показала низкий результат, перестроила всю система своего образования и вошла в топ. А Шанхай, который является лидером PISA отказался от участия в исследованиях, потому что считает их неэффективными. 

Смотря, как оценивать :) 

Показать ещё 2 ответа
Ответить