Есть ли религиозный мотив в интерьерах советского метро?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

Насколько я знаю, мрамор из разрушенных советским правительством храмов шёл на строительство метро.

Так что есть не только мотив, а и запчасти религиозные

7
0
Прокомментировать

Станция метро "Таганская" Таганско-Краснопресненской линии украшена металлическими панно работы художника Ладыгина. Панно посвящены покорению космоса (год шёл 1966), и включают в себя не только непосредственно космическую тематику, а и ассоциативный ряд художника - например, там ещё панно с падающим Икаром есть. Так вот, там есть и панно с русским мужиком - всем таким крестьянином, тружеником. И вот этот крестьянин стоит на фоне церковных куполов. Что, в общем-то, вполне себе вписывается в общепатриотический нарратив - вчера верующий пахарь - сегодня советский космонавт. И это не противопоставление, а прямая себе преемственность. Так что да, есть.

7
-1
Прокомментировать

Часть I.

Известный философ и религиовед XX века Мирча Элиаде, исследуя феномены мифа и религии, развил концепцию homo religiosus, понимая под этим неотъемлемость религиозного для человеческого сознания. В современном же Элиаде мире религия сменяется мифологемами массовой культуры (например, облик мифологических героев приняли на себя представители поп- культуры). А сама массовая культура становится транслятором различных идеологических мифов.

Интересны несколько похожие (но со своей спецификой) размышления об идеологии Славоя Жижека.

Поэтому, если отвечать на конкретно данную формулировку вопроса, то "Да", конструирование смыслов, символизм, идеологический посыл - неотъемлемые черты религии как феномена, и в оформлении советского метро они представлены более чем ярко.

=======

Часть II.

Что же касается конкретно сюжетных или символических заимствований из мировых религий, или, если ýже, христианства, то здесь все не так однозначно. Скажу откровенно, прямых сюжетных заимствований не припомню.

Однако, например, довольно часто используемое в СССР изображение голубя, как символа мира, идет прямиком из христианства. Во-первых, в христианстве голубь является символом Святого Духа. Во-вторых, и этот смысл стал основой для будущего "символа мира", в Священном Писании выпущенная Ноем голубка принесла обратно оливковый лист как символ примирения стихии. Хотя безусловно, история символа еще глубже самого христианства.

Ну а ярким примером интереса к мифологическим образам и христианскому бестиарию является оформление станции Перово, строившейся в 1975—1979 годах. Здесь и птица Сирин, и птица Гамаюн, и изображение льва (который является символом одного из евангелистов, а также символом силы и мощи Христа), и даже пегас.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью