Леонид Первый
август 2016.
76255

Что делать, если я не могу сконцентрироваться при чтении уже достаточно долгое время, а информация совсем не ложится в голову?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
73
14 ответов
Поделиться

У самой была такая же проблема, я не могла сконцентрироваться не только при чтении, но и на других важных делах, пока не поняла, в чём же кроются её причины. А причин плохой концентрации внимания достаточно много. И сейчас мы рассмотрим основные факторы, мешающие нам сконцентрироваться и постараемся с ними разобраться:

  1. Проблемы, связанные со здоровьем. Разумеется, что предпосылками высокого рабочего настроения, а соответственно, и высокой концентрации внимания является ваше состояние здоровья. Незначительная головная боль или лёгкая простуда уже являются залогом снижения уровня вашей концентрации.

У меня была простуда. И мне обязательно нужно было присутствовать в школе, т.к. в этот день проводился важный пробный экзамен. Нам раздали задания и вот тут у меня возникли проблемы. Я не могла сконцентрироваться на этих заданиях, хотя раньше я очень быстро решала подобные им. Пробный экзамен я всё-таки написала, но не так хорошо, как могла бы, если бы чувствовала себя лучше.

(Скорее всего, этот фактор не подходит к вопросу автора, но всё же я его включила, т.к. пока что я рассматриваю причины плохой концентрации в общем).

  1. Недостаток сна и переутомление. Снижению концентрации способствует также нехватка сна. Если вы спите меньше, чем необходимо вашему организму, то очень скоро наступит снижение работоспособности. Поэтому старайтесь ежедневно высыпаться. 

Если вы чувствуете усталость, подумайте, стоит ли продолжать читать дальше или же лучше сделать перерыв и отдохнуть. Я думаю, что не нужно насильно пихать в себя информацию, потому что она плохо усвоится.

  1. Отсутствие интереса и самодисциплины. Интерес служит одним из средств, помогающих человеку сконцентрироваться. Там, где отсутствуют интерес и мотивация или они неярко выражены, присутствует равнодушное отношение к делу, а отсюда сниженное внимание и некачественный результат. Если у нас нет стимула, то любая деятельность нам даётся трудно. И наоборот - работа даётся очень легко, если она нам интересна!

Выполняя неинтересную работу, не у каждого человека получится постоянно поддерживать внимание, и вообще довести дело до конца. Скорее всего вы захотите отложить дело на потом или выполните работу спустя рукава. Поэтому для концентрации необходима самодисциплина, чтобы регулировать своё внимание на деле.

Чтение неинтересной книги дело непростое. Чаще всего надо читать те книги, которые не хочется, во время учебы в школе и в ВУЗах. Нужно постараться сконцентрироваться на главных моментах повествования.

Для многих самой сложной и неинтересной является техническая литература. Чтобы упростить себе чтение надо выделять в тексте самое главное, постараться анализировать прочитанное.

  1. Мысли о посторонних вещах и внешние раздражители. Иногда сложно сконцентрироваться, нам кажется, что мы не можем контролировать мысли. Но это возможно. Скажите себе, что подумаете о своих проблемах после того, как закончите дело и сосредоточьтесь на читаемом материале. Если боитесь что-то забыть постороннее - не держите в памяти, запишите на листе бумаги.

Найдите спокойное, тихое место. Позаботьтесь о том, чтобы вас не отвлекали звуки телефонных звонков, разговоры других людей и т.д. Если вы читаете что-либо на компьютере, то закройте лишние вкладки с социальными сетями и другие, что будут вас отвлекать.

------------------------------------------------------------------------------

Теперь более подробно о концентрации во время чтения:

На концентрацию при чтении влияет то, как просто и понятно написан текст. Если попадаются незнакомые слова, остановитесь и посмотрите их значения в интернете. Ведь иногда очень важно понимать всё, что написано.

Для увеличения эффективности чтения важно конспектировать ключевые моменты. Это значит, что вы будете делать периодически остановки, что, конечно, замедлит скорость чтения, но зато существенно повысит его эффективность. Эти записи впоследствии вы можете использовать при повторении прочитанного.

Надеюсь мой ответ будет многим полезен. Удачи вам! :)

Julia Danilushkinaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
82
-8
Прокомментировать

Как всегда, говорю из личного опыта, который может быть вам абсолютно не в тему.

Можно читать, условно говоря, с упором на "присвоение", а можно с упором на "бытие". И здесь нужно разобраться в мотивах. Например, вы выбрали какую-нибудь книгу. Почему вы выбрали именно её? Интересно ли вам её читать? Я замечал за собой, что иногда читаю то, что читают все, хотя мне совершенно неинтересно. И внимание у меня непроизвольно соскальзывает со страниц, и даже иногда пропускает целые абзацы текста, чтобы побыстрее добраться до конца книги. А что в конце книги? В конце книги я могу написать ещё одну строчку в воображаемой тетрадочке с надписью "3728 причин почему я молодец" на обложке. Это вот чистое присвоение -- здесь вообще неважно, например, содержание книги. Ну то есть оно важно конечно, но само по себе не интересует, а интересует только как информация, которую я могу выдать друзьям, чтобы показаться умным и "чуваком в теме". Потом всё забывается, разумеется. Если часто так читать, то можно разучиться читать по-другому, и тогда даже книга, которую вам понравилось бы прожить, вы сможете только присвоить.

Есть другой вариант -- проживать каждую книгу и давать ей возможность резонировать с чем-то в глубине вас. Для этого нужно понять, что читать -- ничем не более почётно, чем не читать. Чтение увлекательно и ценно само по себе, без подключения гордыни, однако в мире помимо книг есть ещё куча всего увлекательного и ценного. Если вас не захватывает чтение, отложите его. Всё равно всё забывается же :) И наверняка если избавиться от гнёта "обязаловки", которую навязывает нам школа и которая прививает либо стойкое отвращение, либо чисто присвоительское-потребительское отношение к книгам, то через некоторое время желание читать придёт само. 

Есть ещё вариант, когда нужно читать книги, чтобы овладеть какими-то профессиональными знаниями. Сами знания при этом ценны и увлекательны для вас, но сложны, и форма подачи может быть не самой удачной. В таком случае, нужно подключать послепроизвольное внимание. Сначала нужно затратить какие-то усилия, чтобы сконцентрироваться и направить своё внимание на книгу, а потом внимание перестаёт требовать произвольных усилий, и вы, условно говоря, "входите в поток", в котором можете долгое время пребывать. Если мотивация к прочтению сильна, всё так и будет, главное тут -- перетерпеть "фазу произвольного внимания". Если это совсем уж мучительно всё -- надо работать с мотивацией. Либо прояснять, либо понять, что делать хочется что-то абсолютно другое.

Дисклеймер -- я не практикующий психолог, так что это личный опыт as is + надёрганные примерно отовсюду идеи

Алексей Решетнякотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
46
-7
Прокомментировать

Советы могу дать банальные, но они работают. 

  1. При любом чтении надо находится в той обстановке, в которой вам удобно читать. У каждого свой предел, со временем он расшириться. Например я легко читаю в комнате, где играют на барабанах, но не могу, когда один единственный человек пытается со мной заговорить.

  2. Иметь под рукой блокнот. Очень полезная вещь, позволяет выжимать из книги все. Записываете туда план, краткий сюжет, цитаты, незнакомые слова, мысли, заметки, может даже делать зарисовки, все что душе угодно.

  3. При чтении художественной литературы использовать воображение на максимум. Казалось бы легко, но возникают трудности. Зато все окупается. Следует заметить, что у лучших авторов воображение действует легко и непринужденно.

  4. Читать художественную литературу обычной скоростью или даже чуть завышенной. Наблюдая за собой, могу сказать, что сюжет так проглатывается легче.

  5. При чтении научно-практической литературы, читать медленно. Вот это уже надо для анализа. Причем очень полезно перечитывать несколько раз. Применяю это же для художественной литературы, когда в первый раз читаю для удовольствия, во второй раз для анализа.

  6. Читать интересную книгу. Но не зная ваш случай, могу предположить, что можете читать и для учебы.

15
-3
Прокомментировать

Раньше регулярно сталкивался с подобной проблемой. Лично у меня всему виной оказалась банальная загруженность. После очередного дня работы/учебы в голове еще долго были мысли, не дающие сконцентрироваться на чем-то совершенно не относящемся к повседневности. Пару месяцев тренировок по контролю эмоций, и все прошло.

8
-1
Прокомментировать

На работе мне приходится ежедневно вычитывать множество скучных и кривоватых сео-текстом, концентрация теряется уже с 3-4 строки. Я нашла такой выход - работаю с таймером. То есть я завожу таймер на 10 минут и ставлю себе условие, что в это время я читаю текст. Затем отдыхаю. Затем снова завожу таймер. Постепенно можно увеличивать временной интервал чтения. Мне помогает.

6
-1

Каковы успехи? Получилось читать, не отвлекаясь?

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 9 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью