Ответить

Что влияет на склонность человека к точным или гуманитарным наукам?

СоциологияОбщество
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
1 ответ
Поделиться

С точки зрения социологии ответ будет "среда". В это понятие войдут первичные группы (занимающаяся одним делом семья,талантливые и увлеченные друзья), агенты социализации (дочерям мамы поощряют чтение, мальчикам-конструирование), социальное неравенство ("низшая одаренность" эксплуатируемых классов на фоне господствующих ограничивает возможности реализации), влияние конформности ("все идут на экономиста, и я пойду"- труд раскрывает задаток, рождается и нарабатывается способность, вуаля- "всю жизнь только считать и умела"), исторические характеристики эпохи (стране нужны инженеры-значит, внука, отца и деда будет объединять определенный цех, =>одни "способности") и многое другое. Однако я все же думаю, Вы немного ошиблись в тегах, потому что вопрос гораздо актуальнее рассматривать с позиции психологии.

В психологии "гуманитариев" с "технарями" нет. Способность рассматривается как совокупность различных психических свойств и данных,необходимых для выполнения определенной деятельности. Их природным началом служат органические задатки. Задатки- наследованные факторы (прирожденные способности нервно-мозгового аппарата), являются лишь предпосылками способностей. Между этими понятиями пролегает весть путь развития личности. То есть будет ошибочным рассматривать способности как нечто врожденное и неизменное. Они проявляются и развиваются только в процессе труда. То, что человек сделал, не является только проявлением его будто бы заранее фиксированных способностей, а их реализацией и развитием.

Итак,"Как занять свою нишу и не облажаться" или определяющие факторы:

1) Наследственность. Для доказательства наследования склонностей обычно указывают на существование рода, члены которого в течение нескольких поколений проявляли одаренность, как например: И.С. Бах, Ч. Дарвин, Дж.С. Милль и др.

2) Окружение. При выделении первого критерия как непосредственного многие забывают о том, что в подобных семьях родители и атмосфера оказывают влияние или полностью определяла сферу и интенсивность развития детей.

2) Постоянное движение вперед и во всех направлениях. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае меньшая, в другом большая; как следствие более односторонне специализированного, общего или политехнического образования (помянем советскую школу!)

3) Темперамент и задатки. Темпы освоения и выполнения операций, способов действий, диапазон "энергетики" мотивов, яркость и изменчивость эмоций есть "природная почва" характера.

4) Характер. Расцвет способностей способен породить такие свойства, как трудолюбие, настойчивость, решительность, что впоследствии не даст сломаться под очередным томом теоретической физики или учебником китайского.

Мне кажется, те, кто называют себя "полными гуманитариями", на самом деле просто ленивы. Явно или скрытно, они не хотят разбираться в сложной задаче и искать решение. Или же эти стремления подавляются под действием неблагоприятных внешних условий. Процесс постоянного развития требует наличия выносливости и волевых качеств. Для примера вспомним жизненные пути Ломоносова или Горького и те высоты, которых они добились, несмотря на все трудности.

Таким образом, при правильном (само-)воспитании, окружении, упорной работе и закаливании характера каждый может проявлять склонности как к техническим, так и к гуманитарным наукам, а все прочее от лукавого.