Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Обусловлены ли биологически различия в мышлении между мужчиной и женщиной?

ПсихологияБиология+6
Vladimir Stanovkin
  · 1,5 K
Бакалавр психологии, кафедра психофизиологии и клинической психологии  · 8 авг 2016

Нет, существенных различий в мышлении мужчин и женщин, которые были бы обусловлены биологическими причинами, не существует. 

Во-первых, нет каких-либо существенных анатомических или функциональных различий между мозгом мужчины и женщины, более того, согласно последним исследованием, нет даже возможности говорить о "мужском" или "женском" мозге, поскольку не существует строго специфической организации ЦНС, связанной с полом. Мозг каждого человека представляет собой мозаику из черт, присущих мужчинам, женщинам и обоим полам в равной степени.  

Ученые пришли к выводу, что нельзя говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге

Выдержка из статьи: "В конечном итоге нейрофизиологи пришли к следующему выводу: отличия в анатомо-морфологической структуре мозга женщин и мужчин существуют, однако не наблюдается каких-либо решающих признаков или их комбинаций, позволяющих говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге. Даже если выстроить все особенности нервной системы в единый континуум, где на одном полюсе будут женщины, а на другом мужчины — мы не обнаружим значительного смещения тех или иных характеристик в сторону одного из полюсов. Иными словами, есть особенности мозга чаще встречающиеся среди женщин, а есть — чаще наблюдающиеся у мужчин, однако и те, и другие могут проявляться и у противоположного пола. В то же время каких-либо устойчивых ансамблей такого рода признаков практически вообще не существует."

Во-вторых, множество исследований и экспериментов свидетельствуют о социокультурной основе "различий" в мышлении между мужчинами и женщинами. 
Наиболее яркий пример в этой связи: испытуемым надо указать, какая из нескольких предложенных фигур на рисунке соответствует образцу, показанному под иным углом. Когда этот тест предлагают студентам как «образец отборочного материала для будущих авиаконструкторов», то мужчины справляются с ним намного лучше женщин. Если же ту же самую задачу представить как «тест на профориентацию дизайнеров одежды, портных и специалистов по декору помещений» – гендерный разрыв сокращается. 

Ну и ещё несколько исследований по теме:

В 1990 Дженет Шибли Хайд, доктор наук, психолог из Университета Висконсина, совместно с коллегами опубликовала революционный мета-анализ. В нем были собраны воедино данные 100 исследований, посвященных математическим способностям и проводившихся с 1967 по 1987 год; обобщённые данные охватывали 3 миллиона испытуемых. В результате исследователи не обнаружили никаких явных отличий между математическими способностями мальчиков и девочек. Девочки немного лучше справлялись с вычислениями в начальной и средней школе. В старших классах у мальчиков появилось небольшое преимущество в умении решать аналитические задачи (problem solving). Вероятно, это связано с тем, что они чаще выбирали уроки точных наук, где делался акцент на развитии таких навыков. Однако в целом мальчики и девочки одинаково хорошо разбирались в математическом понятийном аппарате (math concepts), а с годами гендерный разрыв сокращался. Это опровергло предположения о неизменности разрыва и биологическом факторе.

Что касается речевых способностей (verbal ability), в 1988 году Хайд с соавторами пришли к выводу, что данные 165 исследований показывают настолько малое среднестатистическое преимущество женщин, что его можно рассматривать как незначительное, несмотря на предыдущие утверждения о том, что у девочек якобы лучше развиты речевые навыки. Более того, авторы не нашли никаких доказательств существования гендерных различий по какому-либо из частных аспектов речевой обработки информации.

В докладе 2005 года Хайд сделала обзор 46 мета-анализов, посвященных теме половых различий. В этих исследованиях рассматривались не только когнитивные способности, но и стиль общения, социальные и личностные параметры, двигательная активность и этические установки. В половине исследований половые различия оказались незначительными, а еще в трети – и вовсе отсутствовали.

Также в 2005 году Элизабет Шпельке, доктор наук, психолог из Гарварда, совместно с коллегами проанализировала 111 исследований и заключила, что в случае существования гендерных различий в математических и научных способностях, они должны быть основаны на генетических особенностях когнитивных систем, которые проявлялись бы еще в раннем детстве. Тем не менее, в исследованиях указывается, что мужчины и женщины, в целом имеют одинаковые способности к математике и точным наукам. По сути шестимесячные младенцы независимо от пола одинаково хорошо выполняли задания, оценивающие их математический потенциал (underlie mathematics abilities).

Могли бы вы поделиться ссылкой на источник с описанием упомянутого вами эксперимента: > Наиболее яркий пример в... Читать дальше
Первый
На мой, очень важный, взгляд, различия между мышлением  разных полов можно назвать колоссальными и одновременно ничтожными.  Первое очевидное отличие это строение тела, скажем "материнский  инстинкт" будет влиять скорее на склонность, направленность мышления чем  на его развитие, точно так же как и всё что связано с половым  влечением, если хотите, с любовью, в то время... Читать далее

Говорят есть, мне остается только довериться людям.