Иван Сергеев
август 2016.
138

Почему во множестве традиций пост предшествует празднику и пиру?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

История постов и последующих пиршеств уходит корнями в те времена, когда религия отвечала не столько за духовную жизнь человека, сколько социально-аграрную, то бишь регулировала жизненный цикл народа, опираясь на посевы зерновых культур, разведение скота и так далее.

Если вы внимательно посмотрите на расписание постов, то заметите, что все они так или иначе совпадают с периодами, когда от общества требовалась умеренность в потреблении.

Рассмотрим на примере христианских постов.
1. Рождественский - в зимний самый сложный период, когда люди держатся исключительно на запасах, сделанных на зиму. Впереди ещё весенние работы, и чтоб сэкономить продовольствие - назначается пост.
2. Петров пост - короткий летний - вероятно связан с появлением у скота потомства. Дабы люди не забивали на мясо молодняк и птицу, не отбирали у животных молоко, необходимое для вскармливания подрастающего потомства, лучше всего запретить людям есть мясо.
3. Успенский пост - конец лета - мотивирует отложить запасы на зиму.
4. Великий пост - скорее всего вынужденный, обусловленный тем, что за зиму запасы истощились, голод почти неизбежен и лучше его узаконить, чтоб не будоражить общество понапрасну.

Пиршество - награда за пережитые трудности. Пусть народ лучше попирует на радостях несколько дней, чем будет бессистемно потреблять пищу, чем может подорвать аграрный цикл. Праздник - необходимая составляющая в управлении народными массами. Вспоминаем про пресловутые кнут и пряник - пост и пир.

Разного толка просветление и очищение - налёт культа, этакая всевышняя мотивация не больше.
Стоит заметить, что нынче в постах нет никакого смысла.

3

Ответ рациональный и гораздо более содержательный и верный, чем первый.

0
Ответить

В восточном Средиземноморье нет таких суровых зим и необходимости запасать продукты на зиму. Иудаизм, христианство и ислам появились именно там, связь постов с сельскохозяйственным циклом в высшей степени сомнительна, не говоря уже о том, что и у дохристианских северных культур подобные практики отсутствовали. Плюс ко всему у мусульман, вплоть до Волжской Булгарии религиозный календарь лунный, то есть Рамадан дрейфует по всему солнечному году и может быть как зимой, так и сразу после жатвы, что, однако, никак не влияет на возможность держания поста.

+1
Ответить

Восточное Средиземноморье не имеет суровых зим, но никто не отменял циклов поспевания урожая. Так или иначе любая крупная религия основывается на сезонах поспевания сельско-хозяйственных культур, так как именно земледельческие народы нуждались в составлении некоего годового календаря.
Лунный календарь мусульман связан с их кочевым образом жизни. В пустынных засушливых районах вопрос выживания стоял более остро. Гибкий дрейфующий пост как нельзя лучше подходит для "дрейфующего" народа. Вы же не предполагаете, что на аравийском полуострове нет смены времен года? Отказ мусульман от употребления в пищу свинины тоже связан с условиями их ареала обитания. Свинина быстрее всего портится в пустынных условиях.

В дохристианской Руси также существовали своеобразные посты и праздники. Христианство скорее наложило кальку своих ценностей поверх устоявшихся порядков.

Если взять религии Ойкумены, то египетская привязывалась к циклу разлива Нила, а греческая - поспеванию винограда.

0
Ответить
Ещё 7 комментариев

Добавлю про Северные религии. Было справедливо замечено, что практика постов в них практически отсутствовала. Загвоздка в том, что земледелие не занимало важной роли в жизни, например, скандинавов. Скандинавская религия древнее христианской и берет истоки из более раннего способа добычи пищи, чем земледелие, а именно из охоты и собирательства. Это объясняет их направленность на силу и выносливость - обилие образов великанов, троллей, богов-гигантов и так далее.

0
Ответить

Мне кажется, что земледелие не имеет никакого отношения к посту-празднику, такие же закономерности существуют и в более примитивных обществах. 

Пост это попросту накапливание ресурсов к празднику. Собиратели имеют постоянное небольшое количество еды, накопить же существенной количество на пир, можно только путем ограничения себя.

Праздник первичен.

+1
Ответить

Ни греческой, ни египетской религии не существовало как единых институтов, были культы отдельных божеств, связанных между собой космогоническими мифами, не более. Эти культы были магическими и эзотерическими: в ритуалах участвовало лишь относительно небольшое количество посвященных. Что касается утверждения об аграрном характере всех религий, то оно тоже не верно: христианство появилось как городская религия и очень долго проникало в сельскую местность. По сути, именно этот конфликт городского происхождения христианства и аграрного характера общества привел к появлению т.н. "Народного христианства", которое не блещет соблюдением постов и с которым церковь старается бороться. Что касается иудаизма, то посты занимают всего шесть дней в году(могу ошибаться) и связаны с траурами и покаянием. Шесть дней разбросанных по всему году не могут иметь сколько-нибудь значительного влияния на сохранение продовольствия. У арабов же сельскохозяйственного цикла как основы хозяйства не было: высокая торговая активность позволяла всегда иметь более - менее стабильные запасы продовольствия, не говоря уже о том, что исламский пост длится днём, а после заката начинается пир, что, опять же, не сильно помогает экономить продовольствие.

Все религиозные практики имеют либо магический(как у греков и египтян), либо, условно, душеспасительный смысл(авраамические и дхармические религии). Религиозные предписания служат религиозным же целям, что однако, не отменяет других, в первую очередь — закрепление социального порядка. Но вот хозяйственную сторону жизни общества они практически не регулируют, ибо в этом нет надобности.

0
Ответить

Вопрос изначально задан о посте и последующем пире. Я и рассматриваю посты только с точки зрения их связи с гастрономическими потребностями населения. Конечно, эзотерический и мистический подтекст в них тоже был.
АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ, у вас несколько поверхностное восприятие религий. Христианство в более менее сформированном виде, может, и является городской религией, но берет своё начало из более древних вероисповеданий, как, например, шумерская и египетская.

Религия в чисто эзотерическом аспекте, простите, никому не нужна ни сейчас, ни тем более в древности. Там вопрос жизни и смерти стоял, и добыча/производство пищи играло огромнейшую роль.

0
Ответить

"Религия в чисто эзотерическом аспекте, простите, никому не нужна ни сейчас, ни тем более в древности. Там вопрос жизни и смерти стоял, и добыча/производство пищи играло огромнейшую роль."

наоборот сейчас именно это и привлекает в религии многих, ведь не ради урожая же ведь молятся?

+1
Ответить

Отвечу Ивану Сергееву сперва про "первичность праздника".

Общество, которое массово экономит еду, чтоб потом как следует покутить - это студенты, но никак не представители религиозного течения)))

Что привлекает в религиях сейчас? Да, несомненно, кого-то привлекает с культурной точки зрения, поиска себя, определения духа, воспитания характера. Но я говорю о религии в глобальном плане - не для индивида, а для социума.
Религия - "всего навсего" один из рычагов управления толпой.

0
Ответить

Для социума, в частности, да, религия выполняет разные не совсем строго "религиозные" функции.

В случае "ритуализма", куда относится и праздник, хотя и здесь очень много околорелигиозного, светского, властного и т.д. - то ритуал сам по себе бессмыслица, не имеющая рациональных и экономических оснований.

В этом смысле пост вторичен (исходя из своего происхождения), коннечно в более развитой форме это имеет черты аскетизма, но отнюдь не экономики.

0
Ответить
Прокомментировать

вообще идея такая - пост помогает умертвить плотские похоти, страсти, вожделения, помогает смириться перед Творцом и стать тем кто живет по духу. Ну а достигнув такого состояния человек как бы празднует и веселиться " спасению и освящению". Однако этой идеи мало кто придерживается и всё превратилось по большому счету в действо при котором человек сначала наедается перед постом( масленица, карнавал, которые переводится как прощание с мясом), затем голодовка, а после снова наедалово. Вообщем из одной канавы в другую, так вижу. Это как борьба например с выпивкой - крепился, крепился, я мол уже два месяца не пью, а потом позволил себе за это рюмашку и затем догнал и перегнал себя. Полностью бессмысленное занятие.

0
Прокомментировать

Дело в том, что этот прием создатели религий и так называемых традиций переняли у цирка. Для того, чтобы животное хорошо выступило, к нему применяют метод выголодовки. То есть, допустим не дают еды белому пуделю несколько дней перед выступлением, а в тот самый день обильно кормят. Со временем у животного возникает ассоциация между днем выступления и возможностью покушать, и оно выкладывается по полной. А смысл так называемых религиозных праздников как правило никому не ясен (его просто нет, как и нет смысла в религии и традициях), то нужно людям запретить определенное время есть (пусть они сделают мнение о себе), а в определенный день разрешить нажраться, чтобы данный день действительно был праздничным (пример., пост перед пасхой).

-1
Прокомментировать
Ответить