ГОр гюльхасян
Гор Гюльхасян
июль 2017.
3187

Чем принципиально отличаются факультеты в Хогвартсе?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Русский перевод "факультет" откровенно неудачен, т.к. предполагает различия в программе обучения.  В оригинале используется термин house: мне неизвестны университеты в англоязычном мире, которые используют house для обозначения факультета в российском понимании. К сожалению, адекватный аналог найти трудно, т.к.  описанная Дж. Роулинг реалия, совершенно обыденная для англичан, никогда не существовала в системе образования постсоветских стран.

Образ Хогвартса основан на традиционных британских школах-пансионах, где применяется house system, основные атрибуты которой, собственно, Роулинг и описаны. "Дома" школьников обеспечивают проживание, духовное попечение, контроль дисциплины через старост, в них формируются спортивные команды, различные кружки. В сущности, это естественный способ создать условия для жизни детей, оторванных от родителей: в рамках сравнительно немногочисленного, по сравнению со всей школой, "дома" старшие присматривают за младшими, у учеников формируется групповая солидарность и чувство взаимовыручки. В настоящее время распределение по "домам" происходит рандомно, что, видимо, и подтолкнуло Роулинг на создание образа Распределяющей шляпы. При этом родные братья и сёстры имеют право на распределение в один и тот же "дом" (это правило в романах о Гарри Поттере также в основном соблюдается, хотя есть исключения).

Важно отметить, что с учебной программой напрямую "дома" не связаны. Поэтому Гермиона, например, посещает те предметы, куда не ходят Гарри и Рон (привет другой непонятной выходцу с постсоветского пространства реалии западного образования, а именно возможности школьников и студентов самим выбирать курсы: про это на данном сайте даже вопрос был). 

Небезынтересно также узнать, что эта система продолжается и в высшем образовании. Многие старинные университеты в англоязычном мире (в частности, Оксфорд и Кембридж) также состоят из колледжей, которые играют примерно ту же роль, что и "факультеты" Хогвартса. Возникновение данной системы связано с тем, что средневековые английские университеты сложились как конгломерат независимых колледжей. Да и групповое выживание было не последней из задач, стоящих перед средневековыми студентами (а контроль за их дисциплиной - не последней из задач для администрации). Факультеты же в российском понимании существуют параллельно и занимаются чисто академической работой. Кроме того, именно колледжи отвечают за т.н. tutorials (в Оксфорде) и supervisions  (в Кембридже) - индивидуальные или парные занятия с преподавателями, являющиеся своего рода визитными карточками этих университетов. Во много именно возможность прямого контакта с профессорами обеспечивает их престижность. Большинство преподавателей имеют два контракта - на факультете, где они читают лекции и занимаются исследованиями, и в колледже, где их ответственность - тьюториалы и семинары. Говоря о своём образовании, выпускник Оксбриджа всегда скажет не только что он изучал, но и в каком колледже. Например, про нынешнего премьер-министра Великобритании Терезу Мэй: May then attended the University of Oxford where she read geography at St Hugh's College.

P.S. Всё-таки нельзя обойти стороной различия в личностных качествах учеников различных "факультетов" Хогвартса, так красочно описываемые Роулинг. Что ж, и в этом нет ничего удивительного: такие различия в ценностях и имидже различных групп вполне могут формироваться "из ничего" в условиях конфронтации. Существует классический эксперимент "Пещера разбойников" (Robbers Cave). В 1954 году группа американских психологов под руководством Музафера Шерифа пригласила две группы из одиннадцати 11-летних мальчиков с примерно одинаковым социальным бэкграундом в одноимённый летний лагерь в Оклахоме. Сначала эти группы не знали о существовании друг друга, но примерно через неделю исследователи сознательно свели их между собой и организовали соревнование. В результате началось агрессивное соперничество между группами, доходящее до драк и набегов на лагеря друг друга. 

Что особенно интересно в контексте данного вопроса, группы сами выбрали себе названия ("Орлы" и "Гремучие змеи"), сделали символику и даже сформировали разные этические кодексы, во многом действуя "от противного", т.е. намеренно преувеличивая свои отличия от другой группы. Так, "Гремучие змеи" придерживались в высшей степени маскулинного поведения, демонстративно терпели боль вплоть до игнорирования порезов и травм, активно использовали обсценную лексику. Например, украв во время одного из рейдов джинсы лидера соперников, они написали на них краской "Последний из Орлов" и использовали их в качестве знамени. Напротив, "Орлы" позиционировали себя как носителей высоких моральных ценностей, молились перед соревнованиями и вели себя в присутствии соперника сдержанно (хотя могли высказываться резко в отношении "Гремучих змей" в своём кругу). Согласитесь, очень напоминает формирование идентичности факультетов у Роулинг - с той разницей, что студентам Хогвартса авторитеты прямо говорят, каким именно ценностям они должны соответствовать и какие качества ценить в себе и других. 

В конце концов, кстати, экспериментаторы помирили "Орлов" и "Гремучих змей", поставив их перед необходимостью кооперироваться и решать общие задачи. 

21

Это, конечно, все интересно, но на вопрос вы так и не ответили.

+5
Ответить

Ну а каноническую версию про "храбрые и благородные - в Гриффиндор и т.д." вы и без меня знаете.

+1
Ответить

Написал всё-таки постскриптум с экспериментами из психологии о том, как формируются различия в ценностях и кодексе поведения групп в конкурентных условиях с экспериментом из социальной психологии. 

-1
Ответить
Прокомментировать

Окей гугл (первая ссылка). Качества студентов:

Грифиндор - Храбрость, благородство, честь.

Слизерин - Хитрость, решительность, амбициозность, находчивость, жажда власти.

Когтевран - Ум, мудрость, остроумие, творчество, чувство юмора.

Пуфендуй - Трудолюбие, верность, честность.

А тут психологический анализ (вторая ссылка в гугле):

Зайти в гугл можно по этому адресу:

-5

Вероятно автор имел в виду не всем известные "качества студентов", а содержание образования и учебный план. Ведь судя по фильмам, студенты разных факультетов ходили на многие занятия вместе и тогда непонятно зачем вообще деление на факультеты.

+2
Ответить

Вероятно, чтобы единомышленники объединялись и т.о. лучше учились, помогали друг другу, находили друзей.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить