Олег Скрипник
август 2016.
3107

Можно ли считать, что в России не было Ренессанса?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться

Ренессанса в России не было в том смысле, который вкладывается в этот термин в Западной Европе. Ведь что такое ренессанс?  Буквально "означает заново рожденный" т.е имеется ввиду то, что Европа заново открыла для себя достижения античной цивилизации, которые забылись и практически были утеряны на 10 веков.  В первую очередь это гуманизм и антропоцентризм, т.е открыли для себя идею о том, что не Бог становится во главе угла, а человек.  Это все нашло отражение в культуре: живопись, архитектура, философия и т.д.  Если до России если это и дошло, то очень фрагментарно в виде приглашений иностранцев ( Аристотель Фиораванти и др), веяний в архитектуре: есть теория что каменный шатровый стиль в архитектуре - тоже веяния эпохи возрождения; иконы стали более реалистичными и т.д  Однако ренессансом в полном смысле это назвать нельзя. Да, в России не было ренессанса, у нас не было и других крупных процессов, которые протекали в Западной Европе (например, Реформация). Можно конечно сказать, что из-за этого в том числе мы отстали в развитии, но надо понимать, что до реформ Петра I мы вообще развивались по другому и только после реформ Петра у нас произошел резкий скачок по стремлению в Европу и только после этих времен у нас с отставанием начали происходить процессы, характерные для западноевропейской цивилизации.

10
0
Прокомментировать

По большому счету, Ренессанса в России не было. Просто сравним с соседней Речью Посполитой, которая наравне с остальной Европой испытывала взрыв в науке, культуре, искусстве. Интеллектуальная элита страны в полной мере участвовала в создании новой европейской культуры и науки. Ее жители получали образование в лучших университетах Европы, и в самой Речи Посполитой были мощные образовательные центры мирового уровня.

А что имеем в России? Несколько архитектурных проектов, выполненных импортными специалистами, и, по большому счету, все. В 17 веке шли вялые и неуверенные попытки подражать Речи Посполитой, заимствовать ее опыт. Но серьезных успехов так и не удалось достичь - Россия оставалась изолированной страной, интеллектуально оторванной от остального мира, не участвующей в европейской жизни и развитии. 

Можно, конечно, и появление парсуны с несколькими архитектурными сооружениями, построенными иностранцами на заказ, провозгласить российским Возрождением. Но если серьезно - очевидно, что Ренессанс прошел мимо и только отдельные его отблески задели Россию в виде отдельных заезжих итальянцев и украинцев.

7
-5

Украинцев?

0
Ответить

Что смущает?

0
Ответить
Прокомментировать

Не все так печально :) Русским Ренессансом принято называть рубеж XIX и XX века. Пусть и не так, как мы привыкли в Италии и на Севере. Это время – золотой век русской культуры. Почему мы не называем Ренессансом Серебряный век? Потому что культура – это еще и политическая, экономическая, человеческая основа. Не в разрезе аграрного вопроса, а в разрезе цензуры или личной поддержки правительства (как пример). Гении времен Николая I были «вопреки», подвергались жесткой цензуре, а со времен Александра III был настоящий «бум» культуры (расцвет меценатствам, благотворительность, культурные постройки, активное продвижение коллекций и тд). Конкретные примеры для скептиков: Абрамцевский кружок, передвижники, русские сезоны Дягелева, расцвет драм. театра, расцвет русской философской мысли (Соловьев, Бердяев, Флоренский и тд), о литературе и поэзии, даже говорить не буду))) Это научный факт в культурологии, так что, пусть Ренессанс был позже и другой, но принято называть его так. У Аронова А.А. есть много на эту тему.

2
-1
Прокомментировать

Конечно, в России не было того Возрождения, которое на себе испытывал Латинский Запад. Д.С. Лихачёв даже развивал идею Предвозрождения, которое яко бы было на Руси, но из-за тесной связи её с религией не переросло в полноценное Возрождение. Как бы то ни было, это не значит, что на Руси не было людей, принимавших идеи Ренессанса. Большую роль здесь оказали греки и итальянцы, прибывавшие в Москву с времён Ивана III — и это не только архитекторы, но и дипломаты, занимавшиеся зачастую литературно-публицистической деятельностью (например, семья Траханиотов). Также на Руси имела распространение литература, актуальная для западноевропейских гуманистов (сочинения Аристотеля и других античных философов).  Например, дипломат и публицист первой половины XVI в. Фёдор Карпов был знаком с идеями философа Николая Кузанского (1401-1461) и, судя по всему, их поддерживал. Понятно, что гуманистическая традиция затронула незначительную группу людей, причём эта традиция была смешана с традиционным православным сознанием, но я бы не был так категоричен, говоря о том, что Россия была далека от западноевропейского Ренессанса.

2
-1
Прокомментировать

Возрожде́ние или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» + nasci — «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится — в Италии — на начало XIV (повсеместно в Европе — с XV–XVI вв.) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, повреждённый во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлёвских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».

Тем не менее, с начала XVI и до конца XVII века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это было совершенно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.

К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.

В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Фёдоров был первым известным русским печатником. В XVII веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в XIX веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литьё, восходящее ещё к XV веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.

Википедия

PS. Все как всегда, у человека есть интерес к вопросу, но нет сил вбить в Википедию и получить даже такую общедоступную инфу как "Ренесанс".

Виктор Руденкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-13

Представьте себе, википедию я читал, и Ренессансом в европейском смысле слова, кмк, это назвать можно с трудом.
Question и существует для того, чтобы здесь давали ответы люди, которые разбираются в вопросе глубже, чем на википедийном уровне. Если ваш уровень разбирательства в вопросе - википедия, и вы готовы активно поделиться этим, вам на ответы@майл.ру, уважаемый.

+4
Ответить

Как можно посылать куда -то и при том уважать? Взрыв мозга... Так чем вам Ренессанс в России не Ренессанс?

0
Ответить

Ну, майлру все же не такое ругательное слово, чтобы туда посылать исключительно неуважаемых людей ^ __ ^

Я в этой теме не специалист, и посему на квесчене и задал вопрос. AFAIK Ренессанс в первую очередь важен как штука, которая действительно радикальным образом изменила все мышление,;эпоха, опять-таки, возврата к античным традициям, началу гуманизма и демонтажа религиозной системы мира.

В России же до XVIII века от этих вещей долетали разве что малейшие отголоски, не? Подавляющая часть написанного в википедии: "внешние" проявления эпохи Ренессанса, а не изменение картины мира, общества, и т.д. Даже мало-мальски светская литература начала появляться уже на рубеже веков.

+1
Ответить
Ещё 8 комментариев

В Московии не мог быть Р. таким же как в Италии, по вполне очевидным причинам. Сам же Р. в России был в своем неповторимом виде. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм. И все эти веянья коснулись и России, пусть и в ослабленном виде. Даты размыты и эпохи смешаны и смещены-но это специфика страны которая переживает стремительный скачек развития.

0
Ответить

Ну вот я и спрашиваю: где коснулись? Где в "Московии" до XVII века гуманизм, светский характер культуры, и т.д., даже пусть в ослабленном виде? Интересная конкретика. Это не риторический вопрос, а вопрос вполне реальный - я и задал его на квесчене, чтобы, возможно, получить полноценное опровержение моему представлению. В том отрывке, что вы привели - только о появлении зачаточного портрета говорится.

0
Ответить

Да вот хоть бы интерес к Античности. Со времен Петра следующие поколения правителей и аристократии увлекались античностью, хотя как вы выразились- уже была другая эпоха.

0
Ответить

Петр все же уже куда ближе к Просвещению, так что это уход в сторону.

0
Ответить

У меня есть легкое подозрение, что конкретикой по допетровской эре вы не владеете, так что предлагаю разговор свернуть.

0
Ответить

У меня есть легкое подозрение что вы считаете что в том то году точно закончилась одна эпоха а в следующем началась другая. Как в календаре.

0
Ответить

У меня есть легчайшее подозрение, что Петр I все же скорее в Европе уже впитал плоды того самого Ренессанса, и довольно-таки удачно встроился в общие тренды 18 века, так что ваша ирония мне кажется несколько неуместной.

0
Ответить

Ну да, а для чистоты эксперимента, Ренессанс должен был от Святого духа возникнуть в России а не прийти вместе с модой и людьми которые ее подхватили.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью