Фотон Авдеев
август 2016.
616

Возможна ли в будущем война между Киевом и Львовом по югославскому сценарию?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

"Югославский сценарий" предполагает гражданскую войну между представителями разных народов, принадлежащих к разным религиям или конфессиям, внутри политического конгломерата противоборствующих федеральных субъектов. 

В начале 1990-х годов, бывший британский посол в Украине сказал: "По законам аэродинамики, шмель не может летать. Тем не менее, он летает. По сходству, согласно представлениям многих политических экспертов, Украина как единая нация не может существовать, но она таки существует". Именно в 1990-х годах в публицистическом, научном и интеллектуальном кругах сильно педалировали тезис о том, что Украина состоит из слишком разных региональных, национальных, экономических и языковых(sic!) составляющих, и поэтому ей грозит серьёзный гражданский конфликт, "рядом с которым война в Югославии будет казаться невинным пикником". В 1993 году, во время чрезвычайно острого политического и экономического кризиса в Украине, ЦРУ опубликовало такой прогноз, в котором значилось, что Украина на грани гражданской войны между западной и восточной частями страны. Во время Оранжевой революции 2004 года, такие прогнозы снова начали появляться, и всем запомнилась особая поляризация и антагонизация позиций жителей двух частей Украины.

Украинский профессор, доктор исторических наук Ярослав Иосифович Грицак предлагает в качестве маркера, который бы указывал на то, как солидарно население Украины, социологический опрос гражданского мнения: "Если бы референдум 1 декабря 1991 года о независимости Украины произошел сегодня, как бы Вы проголосовали?" Результаты меняются, но они колеблются в стабильных пределах 65-75%. Исключением были только критические 1993-1994 года, когда поддержка независимости упала до 55%. Несмотря на это, это было большинство. Важным является то, отмечает профессор, что во время Евромайдана она снова возросла, достигнув 83% - самый высокий результат после собственно референдума 1 декабря 1991 года (тогда это был 91%)! 

Таким образом, украинцы могут не соглашаться по многим вопросам, которые их волнуют или затрагивают в какой-то степени. Но есть минимум две вещи, которых они не хотят: чтобы их страна была расколота и зависима.

Сейчас, тема "двух Украин" возродилась снова, и в большей степени, в устах апологетов российской пропаганды. Теория эта, в основном, зиждется на, так называемом, "языковом вопросе". Согласно этой теории, национальная идентичность определяется языком, на котором разговаривает носитель этой идентичности. Что, в целом, является ошибочным, так как в мире с префиксом "пост-", идентичности могут приобретать самых причудливых и невероятных форм. Таким образом, казалось бы, тот факт, что половина Украины разговаривает на русском, автоматично делает её русской. Действительно, в Харькове, Донецке й других больших городах Юга и Востока были пророссийские демонстрации, но им противостояли многолюдные антивоенные демонстрации. Выразительным примером здесь послужит десятитысячный митинг в Одессе, которая занимает символическое место в русской ментальной географии. Одесса была одной из самых больших метрополий в Российской (и советской) империи. Вряд ли любой другой город в Украине может похвастаться, что он был родиной такого количества русских писателей, музыкантов, ученых и прочих выдающихся личностей. Впрочем Одесса не поддержала ожиданий сторонников "русского мира". 

Выдающийся российский историк, социолог и исследователь религии Дмитрий Ефимович Фурман в своей статье "Украины и мы. Национальное сознание и политическое развитие" (1995) писал: "Украина сдала, если так можно выразиться, экзамен на демократию, который мы самым настоящим образом провалили в октябре 1993 года, и все ещё не ясно, когда решимся на пересдачу. И то, что это произошло на фоне страшных экономических трудностей (в громадной степени порожденных объективными причинами, а не незадачливостью украинского руководства), лишь увеличивает украинские заслуги (экзамен сдавался "на пустой желудок"). В политическом аспекте, аспекте построения демократии, "младший брат" (тут Фурман академически иронизирует на традиционной дихотомии "великоросы-малоросы") оказался боле "талантливым", чем "старший" - факт, который, видимо, просто не дошел ещё полностью до сознания "старшего", ибо как бы подрывает саму идею "старшинства" (журнал "Свободная мысль", 1995, №1). Исследователь в статье также утверждает, что, несмотря на то, что украинские коммунисты и националисты никогда не сядут за один стол, украинская политика не раскалывает нацию. 

Невозможно не привести в пример Евромайдан. Его можно поставить через запятую в один ряд с такими движениями, как протесты на Болотной в 2011-2012, митинги на площади Таксим или Occupy Wall Street. Это движения, в котором носители разных идентичностей объединились ради общих ценностей. И пример Евромайдана показателен потому, что нация показала что её не нужно создавать, её нужно развивать (читай: модернизировать). 

Возможны ещё возражения, будто бы Западная Украина состоит из греко-католиков, а Центральная и Восточная из православных, и, таким образом, возможен конфликт на религиозной основе. Во-первых, украинские греко-католики по обряду, календарю и традициям близки более своим православным собратьям, нежели римо-католикам. Во-вторых, православие в Украине представлено тремя церквями: УПЦ (МП), УПЦ (КП) и УАПЦ. И лишь Московский патриархат не признаёт Украинскую греко-католическую церковь. 

В заключение, 25 лет независимости Украины показали, что ни внешние, ни внутренние дестабилизирующие факторы не смогли расколоть Украину надвое. Прогнозы гражданского конфликта в данный момент составляют лишь российские СМИ, апеллируя к русскоговорящему населению Украины. Российский учёный Дмитрий Фурман в своих работах провёл анализ всех постсоветских республик, и утверждал, что в Украине демократия хоть и не абсолютная, но стабильная; а демократия, в свою очередь, это противодействие возникновению серьёзных гражданских конфликтов. Что касается проблемы идентичности русскоговорящих украинцев, то стоит обратиться к известной статье западного историка и публициста Тони Джадта "Edge People" (2010), в которой он, на собственном примере, показывает читателям, что заниматься чистотой идентичности в современном мире не стоит; вместо этого он предлагает искать ценности, которые нас объединяют.

26

Добавить нечего. Восхитительный ответ, браво!

+3
Ответить

Присоединяюсь к предыдущему "браво"!

+2
Ответить

И моё "браво"! 

Что касается "языкового вопроса", я, одесситка, русскоговорящая, заявляю: Слава Українi!

+3
Ответить
Прокомментировать

С чего вдруг? Войны в Югославии были вызваны этническими (межнациональными) конфликтами, а также религиозными противоречиями мусульманских и христианских территорий. Напомню, ни Центральная Украина, ни Западная свое этническое отличие от всей остальной страны не провозглашает, сильных конфликтов на почве конфессионального различия православных и греко-католиков тоже не наблюдалось, наоборот, прослеживается тенденция к улучшению отношений между конфессиями. 

Югославия была федеративным многонациональным государством, в отличии от унитарной, преимущественно мононациональной Украины. Так что югославский сценарий - совсем мимо.

6

С Югославией всё было гораздо сложнее, чем написали Вы. Во-первых, сербы, черногорцы, хорваты и мусульмане (боснийские) - один народ с единым сербскохорватским языком. Ключевое различие - религия и преимущественная позиция той или иной общности в годы ВМВ. Здесь бросается в глаза сходство с Украиной, которая разделена конфессионально и по отношению к роли Красной Армии в сохранении украинского народа.

Во-вторых, Югославия никогда не была демократией. А при автократии реальный федерализм невозможен. Т.е. Югославия времен королевства и диктатуры ближе к унитарному государству. Украина - тоже унитарное государство.

В-третьих, для обеих стран существенно наличие этнических меньшинств. Для Югославии это были албанцы. Для Украины это русские, русины и венгры.

В-четвертых, ориентация на разные центры силы (в том числе, "мягкой силы"). Запад Украины, как и Хорватия ориентируется на западнохристианскую цивилизацию, а центр и восток Украины ближе к России, как и Сербия. В этом отношении сейчас, конечно, многое меняется: русскоязычная Украина отдаляется от России, Сербия вестернизируется. Но, тем не менее, общая тенденция запад-восток очевидна.

-3
Ответить

1. Не буду спорить о том, считают ли себя сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы и македонцы различными этносами или нет, википедия говорит о них, как о разных народах. Стоит поинтересоваться у них самих или хотя бы у авторитетных этнологов, если такие вообще существуют. По поводу конфессионального разделения Украины, быть причиной гражданской войны - это уже что-то из области фантастики. Как уже говорил другой ответчик, православная церковь в Украине также не является единой, причем московский патриархат в последнее время теряет популярность в пользу киевского, постепенно выравнивая количество аудитории. Помимо этого, даже в западных областях процентное соотношение католиков к православным около 50/50.

По поводу роли Красной Армии в второй мировой, воевать из-за этого сейчас, ей-богу, смешно. Можете мне поверить, это не та тема, которая всплывает в каждом разговоре киевлянина и львовянина) По поводу роли УПА еще может и остались дискуссии, но явно не того накала, чтобы идти в штыковую.

2. Украина не автократия и не диктатура. Сравнение все равно хромает.

3. Главное этническое меньшинство - русские, причем живут преимущественно на уже и так неподконтрольных Украине территориях. Процент остальных меньшинств - слишком низок. Русины и венгры - обитатели Закарпатья, ко Львову имеют крайне малое отношение. Русины не имеют достаточной численности и поддержки для сепаратистских действий, Венгрия - член ЕС, у них нельзя просто так взять и безнаказанно оттяпать кусок соседней страны, тем более что даже локальным большинством в Закарпатье они все равно не являются. 

4. Хорошо, согласен, геополитический вектор запад-восток (Запад-Россия) уже сыграл злую шутку, теперь мы имеем проблемы с Крымом и Донбассом, но противопоставлять Киев и Львов - это уже слишком. 

Я общался с разными людьми, и с львовянами, и с закарпатцами, и с умеренными, и с крайними правыми. По поводу отделения Запада от остальной Украины слышу впервые. По поводу русофилии в Центральной Украине и, в частности, в Киеве, вы слишком ее переоцениваете.

Короче говоря, не дождетесь)

+5
Ответить

1. Разве я писал про словенцев и македонцев? Разумеется, это отдельные народы. Я писал только про сербов, хорватов, черногорцев и мусульман (боснийских). Сейчас, когда их республики разделились, они, конечно, начинают отдаляться друг от друга. Но ровно то же самое было бы, если Бавария отделилась от ФРГ. Австрийцы же есть, так почему бы баварцам не быть отдельным народом? В общем, смысл в том, что грань весьма условна. Очевидна только общность происхождения.

2. Вы не так поняли меня. Я не про автократию. Украина - олигархия, а не автократия. Я про унитарный характер государства.

3. Русские - пятая часть населения. Украинцев с родным русским языком еще больше. Они преобладают от Харькова до Одессы. Русины в свою очередь известны высоким уровнем антиукраинских настроений. Среди русинов высокой популярностью пользовалась Партия регионов. Венгрия активно насаждает венгерский язык в Закарпатье. Вкупе с активностью венгерских правых (партия "Йоббик" и др.) и центробежными тенденциями в ЕС это должно вызывать обеспокоенность. Т.е. недооценивать эти, скажем так, особенности не стоит. 

4. Я лично и не противопоставляю. Вместе с тем, считаю, что в условиях коррупционно-олигархического хаоса такая огромная и неоднородная страна как Украина имеет опасность развалиться под собственной тяжестью.

Понятно, что политику РФ в Киеве сейчас мало кто одобряет. Но я сужу о культурном влиянии России. Прежде всего, в интернете. Украинцев никто не заставляет подписываться на русские паблики и слушать русскую попсу.

Последняя Ваша реплика мимо адреса. Я люблю Украину. Просто считаю, что опасности нельзя недооценивать. Закончу словами Януковича: Ще не вмерла Украйина и воля, и слава :-)

-4
Ответить
Прокомментировать
Ответить