Почему в постсовке многие уже взрослые люди кичатся, выпендриваются и понтуются не весомыми и полезными обществу достижениями, а внешней атрибутикой и стилем?

2167
21
2
2 августа
15:45
август
2016

Попросили ответить - попробую.

Я так понимаю, вопрос в том, зачем люди кичатся материальным вместо духовного? Ну, во-первых, материальное же проще показать, купил ты машину - и все ее видят, купил айфон - тоже все знают. Богатство симулировать проще, чем ум, профессиональную состоятельность или доброту. Для демонстрации материальных вещей нужно всего лишь их купить, для демонстрации моральных нужно взрастить их в себе.

Во-вторых, переход к капитализму у нас все-таки до сих пор происходит, капитализм такой условный, люди не живут по средствам (что и есть истинное общество потребления), а хотят дотянуться до всего, что можно купить за деньги. Когда в 90-е я училась в школе, круче был тот, у кого были лучше вещи и игрушки, потому что в условиях кризиса и с тем и с другим было не особо, а когда у тебя все есть - ты модный, интересный, у тебя больше друзей. Естественно, дети выросли во взрослых, не теряя этой установки - если у тебя круче игрушка, сто очков вперед на социальной лестнице. 

В-третьих, вы же не будете отрицать, что деньги делают человека вхожим в более "дорогие" места и тусовки, а демонстрация атрибутов богатства это как демонстрация пропуска в мир денег. У кого-то при этом богатство настоящее, у кого-то атрибуты есть, а богатства нет, но впечатление богатства все равно можно создать.

В-четвертых, маркетинг. Успей купить, только сейчас, купи и стань популярным у женщин\найди себе мужчину\сделай ребенка счастливым и т.д. Нам продают не сам товар, нам продают черты характера, любовь и счастье. Извне установка о том, что новый телефон, духи или машина сделают нас счастливее или лучше, поддерживается постоянно.

В-пятых, профессиональный рост, получение новых знаний, поиски пути для самореализации и творчества могут восприниматься как блажь, и, что забавно, именно они могут восприниматься как китч и выпендреж. Мол, читает он\она много, на курсы ходит, заняться больше не чем будто. 

В-шестых, это выглядит как классическая пирамида Маслоу: сначала потребности в еде и безопасности, потом в самореализации и принятии. В череде кризисов и падений рубля люди концентрируются на материальном, так как для существования оно важнее, оставляя саморазвитие на потом, когда будут удовлетворены более важные потребности. И пусть на самом деле они уже удовлетворены, тревога остается, остается мысль, что завтра может бахнуть очередной кризис, рубль упадет еще в два раза, из-за санкций запретят ввоз макбуков и т.д. Сложно отвлечься от материального, когда существует постоянное ощущение угрозы дефицита.

В общем, я считаю, это дело здоровья общества, экономики и политической атмосферы: когда люди проживут достаточное количество сытных лет без угроз экономике и государству и без злого внешнего врага, который ломает нам асфальт и ворует льготные лекарства из аптек, они перестанут трястись над вещами и смогут посвятить больше времени духовному и интеллектуальному развитию.

39
2
август
2016

Потому что привычки молодости трудно изживаются. Образ мысли, сложившийся, когда человек был в самом расцвете сил, остается с ним прочно до конца его дней (за редкими исключениями). А в эту самую молодость устроенность в жизни было принято показывать материальными вещами: хрусталем, коврами, шубами, т.к. это было дефицитом. Достать дефицит - значит иметь полезные связи, высокую должность и т.д. Вот люди и собирали дефицитные вещи, чтобы подтвердить свое положение в обществе. Время изменилось, "дефицита", как такового, не существует. Свою значимость стало популярно подтверждать другими путями, но целый кластер людей не в силах отказаться от образа мысли, в котором они были воспитаны.

8
0
август
2016

А вот я даже и не знаю, кто мне более неприятен: люди, кичащиеся "материальным" или люди, навязчиво демонстрирующие свою "духовность". Выбор между Журденом и Тартюфом, – по мне, так это довольно сложный выбор. Хотя первый, кажется, более безвреден и где-то даже обаятелен. Единственное, что точно могу сказать – что оба этих типажа – не "постсоветский" феномен, а вполне себе общечеловеческий. 

7
4
показать ещё 19 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта