Чему именно и как надо учить детей в России, чье главное достояние - нефть, газ, лес и мозги и чье будущее мы видим в инновациях, космосе и нанотехнологиях?

5021
5
0
2 августа
14:09
Ответ партнёра TheQuestion
16 января
14:04

Весьма сложный вопрос при наличии в стране разных интересантов. И даже фокусировка на элементах будущего (инновации, космос и нанотехнологии) не очень облегчает ответ на него.

Европейское исследование «Оценка влияния инноваций в технологиях и промышленности на профессиональную квалификацию и человеческие ресурсы», которое было проведено в 2011 году, показало, что для нанотехнологий (в плане развития и производства) важнейшими индустриальными секторами являются химическая промышленность, электроника, энергетика, медицина, оптика, нефтепереработка.

Нам стоит ожидать изменения требований к работникам наноиндустрии в плане «технических» навыков и личностных характеристик. Наиболее ценными личностными качествами являются инновационность мышления и креативность. К примеру, будущему специалисту, работающему в компании,занимающейся внедрением нанотехнологии, обязательно потребуется умение решать проблемы, работать в команде (чаще всего, междисциплинарной) и выстраивать процессы коммуникации. Формирование необходимых личностных качеств начинается уже в раннем возрасте, с начальной школы.

Ключевым фактором успеха на рынке инноваций является опережение конкурентов в технологиях, поэтому самым востребованным специалистом становится разработчик, исследователь, R&D and Engineering & design специалист.

Вместе с тем, исследование показало, что все более востребованными становятся так называемые инновационные и междисциплинарные навыки и качества:

  • Инновационные компетенции: стратегическое видение, фантазия, видение возможности практического применения, настойчивость
  • Творчество, многозадачность, междисциплинарные навыки
  • Умение решать проблемы, аналитические навыки, критическое мышление
  • Навыки по развитию бизнеса
  • Умение работать с людьми: создавать команду, работать в команде
  • Межкультурная толерантность и знание языков
  • Управленческие навыки: лидерство, управление проектами, управление изменениями
  • Социальные навыки: коммуникабельность, networking, эмпатийность
  • Навыки личной эффективности: планирование, тайм-менеджмент, гибкость

Со своей стороны, мы в Фонде инфраструктурных и образовательных программ пробуем решить этот вопрос системно. Например, мы реализуем программу «Школьная лига РОСНАНО» и совместно с Московским Государственным Университетом им. Ломоносова проводим ежегодную Всероссийскую междисциплинарную интернет-олимпиаду для школьников, студентов и молодых ученых «Нанотехнологии – прорыв в будущее».

Кстати, без шуток, советую родителям и школьникам обратить внимание на действующий ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты общего образования). К сожалению, широкой публике он известен только в изложении журналистов, которым, в свою очередь, рассказали на словах.

Вы не поверите, но там отлично описано, какие результаты должны быть в конце школьного обучения, многие из них полностью отвечают тому, о чем я сказал выше.

Я бы продолжил вопрос автора другим вопросом. А кто у нас действительно может учить детей в России, чье главное достояние - нефть, газ, лес и мозги и чье будущее мы видим в инновациях, космосе и нанотехнологиях? Если «как», в принципе, уже давно не является секретом.

0
0
август
2016

● Детей стоит учить чести, достоинству и ответственности.

● Стоит с малых лет делать для детей понятными такие вещи, как упорство и труд. Для чего они нужны, что лежит в их основе, какие последствия они несут, как с умом подходить к ним.

● Стоит прививать умение думать и анализировать. Анализировать всё и вся. И подвергать сомнению вообще любые действия или утверждения.

● Стоит учить соблюдать законы и нормы этики и морали, но в то же время всегда думать своей головой, в любом случае и при любых обстоятельствах.

● Стоит учить определять границы допустимого для себя лично. Не подчиняясь слепому доверию к этике и морали кого-нибудь другого. А тем более, не подчиняясь их навязыванию. 

● Не стоит перегибать палку, иначе мы рискуем получить из детей параноиков, боящихся своей тени.
Но и стоило бы всё-таки в меру давать понять детям, что ложь и обман пока не искоренены, и вестись на них - не самая лучшая идея.

● Стоит учить запоминать информацию (развивать память детей) и оперировать ею (развивать логический аппарат).

● Стоит учить говорить и слушать. Это риторика и аргументация.

● Стоит учить решать любые задачи, при этом в короткие сроки. И речь не только о задачах из математики, физики, химии и информатики. Речь о любых задачах. К чему лежит душа у ребенка, то пусть и делает, но до конца и без промедлений. 

● Стоит прививать умение фокусировать внимание и концентрироваться на важных для ребенка, конструктивных вещах. 
К примеру, чтобы не читал одну книжку в день или в неделю, а одну в течении года, но в н и м а т е л ь н о, как сказал Дмитрий Потапенко

● Стоит учить быть последовательными во всём: сделал что-то чтобы/потому что что-то, а не просто так, без логики и обоснованности. 
● И стоит учить искать последовательность в действиях других. Если её нет - тут явно что-то не так. 
Причинно-следственная связь - это то, без чего жизнь превращается в хаос.

● Стоит учить работе над собой.
Чтобы ребенок понимал, когда повышать самоконтроль, когда ослаблять. И что приемлемо в определенные моменты, а что неприемлемо. 

● Стоит учить ребенка определять для себя, что лично ему нравится, чем лично ему нравится заниматься. Иначе у ребенка, а потом и у взрослого, будет внутренний конфликт. Он будет разрываться между тем, что хочется ему, и тем, что навязывает кто-то другой. А это пагубно для человека. Он будет страдать прокрастинацией, апатией и депрессией, если на его предпочтения будут больше влиять другие, чем он сам.

● Когда всё это освоят, стоит перейти к обучению уверенности в себе, стратегическому мышлению, умению эффективно, оптимально и продуктивно использовать любые ресурсы, имеющиеся под руками, включая время.

● Стоит учить детей действовать как в одиночку, так и в команде.

Было бы неплохо, если бы дети понимали, что в каких-то случаях командное сотрудничество, содействие и взаимопомощь — это выгодно для всех и для каждого.

Но в то же время, стоит помнить, и передавать молодому поколению золотые слова Джорджа Карлина:

❝ Юных я часто предупреждаю: «Когда-нибудь в жизни найдется человек, который вам скажет: “В слове ‹‹команда›› нет буквы ‹‹я››”. Вы должны ответить ему: “Пусть так. Зато эта буква ЕСТЬ в словах ‹‹самостоятельность››, ‹‹воля›› и ‹‹порядочность››”» ❞

● Стоит учить детей требовать всего вышеперечисленного от других своих соотечественников. 
Ненавязчиво, это ведь не религия. 
От сверстников, от старших, от младших. 
Мягко и рассудительно объясняя, что так можно многого добиться, и что это путь к процветанию всего народа.

• Если не делать ничего из перечисленного, но желать детям инновационного и технологичного будущего с космическими кораблями, бороздящими просторы Большого театра, то это все равно что хотеть молоко без коровы, как сказал Лорен Грэхем, цитируя Рафаэля Райфа

37
2
ноябрь
2016

Не вводите в заблуждение: нефть, газ и лес никогда не были достоянием общественности, а всегда были кормушкой привилегированных людей. Если бы это было так, то людям давали бы, как в ОАЭ например, при рождении N-ю сумму на счет и возможность бесплатно учиться в любом вузе мира. А слова инновации и нанотехнологии, опять-таки, придумало чье-то больное воображение, потому как весь мир прекрасно живет за счет уже имеющихся технологий, и только в РФ политики, семьи которых живут в Швейцарии и Англии и никак не связывают свое будущее с этой страной, на всех углах кричат про "инновации", создают "сколково", а при проверках обнаруживается расхищение средств в крупном масштабе. 
А учить надо ответственности за свои поступки, потому что даже гений в облачении "гитлера" может уничтожить всё прекрасное вокруг, какие бы нанотехнологии он не придумал. 

5
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта