Почему в школах преподается только "классика" и совсем немного западной литературы? А как же современные отечественные и западные авторы ?

207
3
0
31 июля
18:30
июль
2016

Во-первых, школьные программы, по сути, кардинально не перерабатываются уже много-много лет. Их лишь немного корректируют и правят. Но в итоге мы все равно получается, что русская литература кончилась на Пелевине или Бродском. Это в лучшем случае. В худшем все кончается на послевоенной и деревенской прозе.

Во-вторых, в школе сложилась печальная ситуация - никто не пытается заинтересовать учеников чтением. Во многих случаях мы получаем не разбор книг и стихотворений, а публицистическую агитку про критику нравов, восхваление ценностей и "проблему маленького человека". Если копнуть поглубже, то все становится еще хуже, потому что литература как школьный предмет никак не может оправдать своё существование. Мне самому, наверное, пришлось бы написать многотомную монографию, чтобы четко убедить хотя бы самого себя в том, что литература - это важно. Я это и так знаю, но вот доказать обычному школьнику вряд ли смогу. Слишком эфемерный предмет рассмотрения, парадоксальный даже.

В-третьих, учебные часы не резиновые. И тут ничего не поделаешь. И при любых попытках что-то сделать с этим обстоятельством мы попадаем в ловушки двух предыдущих пунктов: "Как же так вы выкинете Тургенева или Лескова? И на кого вы их променяете? На Пелевина? Петрушевскую? Толстую? Да вы не цените классику и в литературе ничего не понимаете!" или "Ну, вы же понимаете, литература это... как бы вам сказать, в жизни совсем не пригодится. Давайте лучше детей чему-нибудь полезному обучим".

А вообще да, я обеими руками за пересмотр учебных программ и самого подхода к преподаванию литературы в школе. Но сам что-то предложить не смогу. Однако, есть радостные новости, которые состоят в том, что коллективными усилиями человечества мы создали грандиозный гуманистический проект под названием "интернет". С помощью которого любой школьник/студент/аспирант может найти и прочитать почти что угодно. И никакая школа его от этого не удержит. Ну, если только очень постарается.

Сергей ЗобовОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
0
июль
2016

Я уверяю вас, что учитель, если он того хочет, способен включить в программу стоящие того произведения. Среди моих знакомых учителей все энтузиасты, и все пытаются поговорить о книгах, которые не входят в школьную программу, именно для того, чтобы заинтересовать детей чтением! 
Да, это справедливо, что время не позволяет ухватить всё, но есть возможность советовать книги ученикам индивидуально, когда знаешь характер и интересы, часто дети спрашивают сами. Можно давать задание рассказать о любимой современной книге, устраивать уроки-открытия, где каждый делится книгой, обсуждаются основные идеи, на основании этого дети сами выводят тенденции современной литературы или литературы определенного периода/страны. Как только задаешь вопрос: а что важно вам? а что интересно вам? они с радостью делятся этим! у учителя всегда есть "резервные уроки", для тем, которые не успели пройти. 

к сожалению, вся эта неразбериха, характерная для момента переустройства и внедрения инноваций, в системе образования приводит к тому, что учитель работает по принципу "два пишу и два в уме", то есть - в плане одно, на деле другое. но это не мешает делает свою работу хорошо, было бы желание. 

по поводу обязательного списка. 
ежегодно в Петербурге проводится конференция "педагогика текста". пару лет назад она была посвящена списку литературы в школе. там много говорили о тех основаниях, на которых он может быть сформирован, о пересмотре этих оснований (новая социокультурная ситуация требует нового списка?), вспомнили и список Бродского и много чего еще (можно поискать материалы)...а в итоге ни к чему не пришли! потому что многие осознают сегодня, что современные форматы хранения и распространения информации значительно трансформируют и процесс получения знаний, и процесс отбора литературы для себя, поэтому есть необходимость индивидуального списка, но как сделать это в условиях массовой школы с соблюдением формальных стандартов? как свести такие знания к выходу на экзамен?

не так просто поменять список литературы для школьников, это потянет за собой перемены во всей системе литературного образования, это очень скользкий момент, мы можем улучшить результаты читающих, но потерять тех, кто читает с трудом, хотя, если подойти к вопросу грамотно, то этого не произойдет. в общем, не бейте тревогу, хорошие учителя всегда научат ребёнка любить читать, потому что своя книга, с которой всё начинается, существует для каждого! мне кажется, что задача учителя сегодня - помочь ученику найти такую книгу, потому что - объективно - дети давно не осваивают весь список обязательной литературы, так зачем насиловать их классикой? этот язык непонятен им уже в гораздо большей степени, чем мне, например, когда я училась. 20 век для них странный, а для меня был почти современным, 19 век для них архаика, а тексты 18го они читают как на иностранном языке, не понимая смысла!
и тем не менее, я видела массу интересных разработок, где, например, оды Ломоносова подавалась в интегрированной форме вкупе с изучением явления северного сияния, сопоставления научной точки зрения и поэтической и т.п.
В общем, спасибо талантливым и неравнодушным учителям! а перемены всё равно произойдут, в противном случае мы разучимся говорить с нашими детьми, если будем использовать и считывать разные культурные и языковые коды. наберитесь терпения и сами тоже постарайтесь способствовать процессу обновления, сейчас проекты с участием специалистов разных областей очень популярны в школах, предлагайте своё участие, образование - это прекрасная платформа, а польза в этом случае взаимна :)

2
0
июль
2016

Потому как на изучение литературы отводится конечное число часов. А школьная программа устроена так, что как ни трудно включить в неё что-либо новое, но исключить старое стократно трудней. Сразу вступает негодующий хор - "Вы лишаете наших детей Толстого!!!111" (какой процент детей на самом деле прочтёт "Войну и мир", какой процент из прочитавших поймёт и сколько из последних прочли бы её вне зависимости от усилий школы - подобные вопросы хор не волнуют).

В результате возникают парадоксальные ситуации. Хотя давно доказано, что "Багряной зарёю покрылся восток" писал вовсе не Пушкин, в некоторых школах его всё ещё задают младшеклассникам. Продвинутые родители скачивают из этих ваших Энторнетов полный текст "Вишни", обнаруживают там описание дефлорации и бегут в свою очередь устраивать скандал. Такие дела.

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта