Кирилл Мирошкин
август 2016.
2361

Есть ли современные архитекторы, строящие в стиле возрождения, барокко или классицизма?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
6 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

В 80-е гг. была влиятельная группа архитекторов, объединившихся вокруг Чарлза, принца Уэльского. Самый известный из них - Леон Крие. Они построили несколько небольших городов в традиционном стиле, например, Паундбери. Сейчас эти архитекторы уже не так влиятельны (да и у принца Чарлза больше нет возможности финансировать крупные стройки), но взгляды свои они не изменили. Леон Крие вообще считает, что модернистская архитектура - чистое, беспримесное зло, и современные города и дома должны выглядеть как в XIX веке.

Издавна во многих странах строят частные дома в классическом стиле. Есть архитекторы, которые специализируются только на этом. Из иностранцев я знаю англичанина Роберта Адама, полного тёзку своего знаменитого коллеги из XVIII века, но вообще их много, очень много. Их работа проходит как бы в тени, потому что в архитектурных журналах их не печатают (их это злит, они считают себя жертвами международного заговора "модернистов"). Группа подобных архитекторов-классиков есть и в России: это Михаил Филиппов, Максим Атаянц, Илья Уткин, Михаил Бархин, Михаил Белов. В своё время их работы часто публиковались в журнале "Проект классика", который сейчас уже не выходит. Среди нового поколения московских архитекторов тоже есть приверженцы ордерной архитектуры (например, Андрей Бархин). ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

35

Если Леон Крие хотя бы строит с некоторой европейской преемственностью и визуальной аутентичностью (с натяжкой, но тем не менее), то дома Филлипова и Атаянца больше напоминают провинциальный косплей на домодерновую архитектуру.

0
Ответить

Георгий, я плохо понял, что вы имеете в виду. Понял только, что Крие, по-вашему, хороший, а Атаянц и Филиппов - плохие. Кажется, вы их обвиняете в том, что в их работах нет ничего нового. Если я правильно угадал вашу мысль, то в случае с Филипповым это легко опровергнуть. Игры, в которые он играет с ордером, беспрецедентны. Атаянца мне защитить сложнее, но я бы смог. Меня только останавливает сомнение, что я правильно вас понял и возражаю по делу.

0
Ответить

"Крие - хороший" это только условно :) Но то, что я посмотрел у него, например, вышеупомянутое селение в Англии, у меня не вызвало отвращения.
А вот Филлипов и Атаянц мне показались действительно совершенно неинтересными, неновыми, "пластмассовыми", если так можно выразиться. Это как Людовико Эинауди или Эннио Марриконе как представители неоклассики в музыке - их музыка нравится ну очень большому количеству людей. Тем не менее она очень поверхностна (на мой взгляд) и эксплуатирует набор рафинированных приемов музыки романтизма. Другими словами Эинауди пытается быть Шубертом, но у него это выходит плохо, поэтому он упрощает Шуберта, так, чтобы он был понятен тому, кому Шуберт будет сложный. Такая же ситуация, мне кажется, с Филлиповым и Атаянцем. Если вы меня переубедите - я буду только рад, что ошибаюсь.

P.S. Я не профессионал в архитектуре, поэтому не придавайте значения моей возможно излишней категоричности.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Долго писал вам длинный ответ, и он бесследно пропал. Соберусь с духом и напишу снова, но уже не сегодня.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответ партнёра TheQuestion

Нет. И быть не может.

Начнем с определения стиля в искусстве. Стиль - это набор характерных черт и признаков, которыми обладают произведения искусства (в нашем случае - архитектурные сооружения), создаваемые примерно в один временной период и присутствующие на территории разных государств. Стоит помнить и о том, что название стилей - явление ретроспективное. То есть художники авангарда себя авангардистами не называли, зодчие эпохи готики даже не подозревали, что творят в стиле с таким названием. Екатерина II заказывала выстроить ей дворец "в духе античности" и даже не могла предположить, что в ХХ веке ее заказ будет считаться прекрасным образцом архитектуры стиля классицизм. Понятие стиля в научное искусствознание вообще было введено лишь в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом.  Таким образом названия и временные рамки стилей определяются лишь спустя довольно продолжительный промежуток времени.

Разберемся немножко в стилях: Архитектура Возрождения в Европе зарождается в начале XV века в связи с общим интересом и возрождением основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. В конце XVI века ему на смену приходит маньеризм и барокко. Не успел построить в этот период - всё, твои творения отнести к эпохе Возрождения уже  нельзя. К Барокко в гораздо большей степени применимо понятие "стиль". Расцвет барочной архитектуры в Европе приходится на XVII - середину XVIII века. В России именно барокко становится первым интернациональным стилем, воплотившемся в полной мере. Вспоминается и Петровское барокко, и пышное Елизаветинское - огромные и богато украшенные Екатерининский и Зимний дворцы, Петергоф и шикарные храмы архитектора Растрелли. На смену барокко, вместе с эпохой Просвещения, в архитектуру приходит классицизм.  В России классицизм зарождается при Екатерине Второй и развивается до конца первой четверти XIX века. Потом будет историзм, модерн и конструктивизм, модернизм и много всего интересного.

Это все к тому, что сегодня, в начале XXI века, мы можем построить жилой дом, украшенный портиком с колоннами - но это не будет стиль классицизм. Это будет стилизация - подражание, имитация. Мы можем построить и барочный храм, который по внешним признакам на 100% будет подходить под творчество Бартоломео Растрелли - но никогда не сможет быть отнесен к стилю барокко.

Примерами такого рода стилизаторской архитектуры в Москве можно считать Триумф палас (попытка реверанса в сторону ар-деко и сталинской архитектуры), здание галереи Шилова (стилизация под историзм). В целом стилизация является признаком застоя в творчестве отдельно взятого архитектора или в развитии искусства целого государства.

31

Почему застой? Если человек хочет построить себе дом в псевдорусском стиле или рококо, это плохо?

0
Ответить

Потому что архитектура, как и любой вид искусства, всегда отражает время, эпоху. И этой эпохе соответствует во всех мелочах: начиная от высоты потолков, заканчивая формой ночных горшков, орнамента на стенах и ширины лестниц. Если современный архитектор построит особняк "в духе барокко" (допустим, даже с использованием натуральных материалов, мрамора, позолоты, янтаря и т.д. - что само по себе сомнительно) - то это будет не сооружение "в стиле барокко", а именно "стилизация под барокко", поскольку дом этот будет а) единичным явлением, а не массовым, а главное - построенным в XXI веке, а не XVIII - и потому не соответствующим на 100% всем принципам барокко. Потому что вряд ли состоятельный человек - заказчик, согласится обойтись без лифта, джакузи, канализации, стеклопакетов (которых не было в эпоху барокко), а главное - вряд ли он согласится на анфиладную систему комнат, двухсветный бальный зал, трехметровые кирпичные стены и спальню с 5-метровыми потолками и кроватью с балдахином.

А застой - потому что история находится в непрерывном развитии, а архитектура является отражением этого развития. Создание здания, стилизованного под определенную историческую эпоху - это попытка повторить исторический стиль, симитировать, а не переосмыслить.

+6
Ответить

Безумно интересный ответ! Одно удовольствие вас читать, спасибо большое! Подписалась)

0
Ответить
Прокомментировать

Как ни странно, есть. Но они строят, в основном, церкви, потому что жилая и коммерческая недвижимость требует большей функциональности и меньшей стоимости. А с культовыми сооружениями можно разугляться. Вот, например, храм Жен-Мироносиц в Харькове, построенный в стиле казацкого барокко буквально пару лет назад (архитектор Павел Чечельницкий).

4
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить