3242
1
0
27 июля
15:53
август
2016

Давайте поговорим о том, как снять свой первый короткометражный фильм. Вообще, сейчас прекрасное время для молодых кинематографистов. Во-первых - техника стала доступной (даже с учетом курса рубля). Если вы не хотите ее покупать, то есть множество фирм, которые дадут вам в аренду качественную технику по приемлемым ценам. Во времена пленки именно отсутствие доступной техники останавливало многих в шаге от кинематографа. Хотя может быть именно эти ограничения и подарили нам столько замечательных фильмов. Сейчас не об этом. Несмотря на доступность техники, вы все еще не сможете снять хороший короткометражный фильм без специализированных навыков.

И это второй пункт - знания тоже стали доступны. Научиться снимать кино вы можете не выходя из дома. Книги, мастер-классы, курсы - все есть в открытом доступе. Нужно лишь желание.

Перед тем, как начать подготовку к съемкам первого фильма вы стоите перед выбором. Вы можете проявить навыки организатора и найти хороших специалистов. От вас только идея, сценариста, который ее оформит найти не сложно. Так же вы найдете оператора, монтажера и т.д. Вам останется не забыть дома режиссерское кресло, из которого вы будете управлять процессом съемки (можете и режиссера найти, чтобы наверняка). Я говорю с иронией потому, что это путь в никуда. Так вы никогда не снимете хороший фильм. Второй, на мой взгляд правильный путь - делать все самому. Особенно, если это ваш первый фильм. Команда специалистов вам пригодится на полном метре или на более масштабной короткометражке (вы же не собрались первым фильмом снимать блокбастер со спецэффектами?).

Сценарий, съемка, монтаж, свет и цвет, темп и ритм - во всем этом и многом другом должен разбираться хороший режиссер. Иначе быть не может. Как вы поймете, какой монтаж нужен вашей картине, если не знаете какие типы монтажа бывают? И как объясните это нанятому вами монтажеру?

Итак, вы еще хотите снять свой первый фильм? Вот со знаний в каких областях вам стоит начать (да, придется читать книжки, сорян).

1. Сценарий 

Если вы нацелены на авторское кино, то вам придется писать сценарии самому. Хотя «придется» не подходящее слово. Авторское кино базируется на том, что у вас, как у автора, есть мысль которую вы хотите донести до зрителя или есть проблема, которую вы хотите осветить. В таком случае, написание сценария должна быть ваша самая любимая часть процесса (можно сидеть дома, писать и ни с кем не общаться - супер).

Если вы хотите стать именно режиссером, то можете начать поиск готовых сценариев и авторов на специализированных сайтах. Вряд ли вам попадается сразу идеальный сценарий, поэтому готовьтесь к тому, что его придется переделывать. Точнее переделывать будет автор, а вы должны будете объяснить, что не нравится, почему и что стоит добавить.

Можете начать с этих книг:

- Лайош Эгри - Искусство драматургии

- Александр Митта - Кино между адом и раем

- Роберт Макки - История

Есть множество списков с литературой для сценаристов, гугл все подскажет (это касается и других пунктов).

Важный нюанс: уже на этом этапе вы рассчитываете длительность своего фильма, не делайте короткометражки длиною 20-30 минут, тем более если это ваша первая работа. Для начала, сделайте 5-минутный фильм. Этого будет достаточно.

2. Съемка

Для вашего первого фильма вам не нужны крутые кино-камеры, будет достаточно фотоаппарата и пары объективов. Можете попросить у друзей или взять в аренду. Прочитайте мануал, потренируйтесь на тех же друзьях. Вам придется освоить техническую часть съемки: объективы, выдержка, диафрагма, баланс белого и многое другое. Когда вы изучите все это, технические параметры могут легко стать творческими приемами. После этого вам нужно будет изучить теорию операторского мастерства, хотя бы на минимальном уровне. Какие бывают планы, зачем они нужны, какой они должны быть длительности, как снимать диалоги и т.д. Вам предстоит узнать, что такое раскадровка и для чего она нужна. Многие вещи, будут перекликаться с монтажом, и, соответственно, из книг по монтажу вы сможете многое подчерпнуть для вашего операторского мастерства.

В этот же пункт я включаю работу со светом. Его тоже можно взять в аренду, но если раньше вы со светом не работали, старайтесь обходиться тем, что есть. Это либо естественный свет на улице, либо искусственный свет от ламп, торшеров и прочего в помещении. Плохо поставленным светом вы сразу убьете для зрителя всю магию кино. Но узнать больше про свет все же стоит, ведь тот же торшер тоже надо определенным образом поставить. Возьмите друга фотографа (у всех есть друг фотограф) и сходите в фотостудию, попросите рассказать вам о базовых световых схемах.

3. Запись звука

Ничто так не выдает любительское кино, как плохо записанный звук. Многие зная это бросаются в крайности и пытаются переписывать звук позже в студии (азаза как в большом кино делаем). Пусть господь спасет вас от таких поступков. Перезаписывайте звук только в случаях его потери (не скинули с флэшки, бывает) или плохого качества (снимали на стройплощадке). Да, звук записанный в студии звучит лучше. Но сам процесс добавляет столько проблем, что поверьте, вам лучше записать звук при съемке. Вам понадобится рекодер и петличные микрофоны. Учтите, что вам понадобится ассистент, который во время съемки будет следить за уровнем и качеством записи.

3. Монтаж

Это то, что вы делаете со снятыми кадрами дома за компьютером (пока мама не видит). Если серьезно, то монтаж вы должны продумать еще на этапе подготовки к съемке. Про раскадровку речь будет идти ниже, а пока почитайте книги Александра Соколова посвященные монтажу. А еще лучше купите курс Дмитрия Ларионова «Теория монтажа» (надеюсь это не сочтут за рекламу).

Сюда же я включаю пункт с цветокоррекцией. Большинство монтажных программ позволяют красить материал на приемлемом уровне. Не поленитесь посмотреть различные туториалы, чтобы не убить на этом этапе всю атмосферу фильма. Важно понимать, что цветом можно создать определенные чувства у зрителя, и что цвет создается на съемочной площадке, а не в специальной программе. Поэтому подойдите ответственно к выбору цвета одежды и локации.

Мне кажется важно еще раз отметить, что фильм это прежде всего хорошая история. Да, важно красиво снять и смонтировать вашу короткометражку. Но в сети есть множество красивых, очень красивых роликов, жаль, что в них нет интересной истории. Постарайтесь, чтобы ваш фильм не вошел в их число.

Итак, это основные вещи которые вам надо знать и уметь перед съемкой. Допустим вы все прочитали, потренировались на своих друзьях и готовы к своему первому фильму. Начинается очень важный этап - подготовка к съемкам. Если вы все продумаете заранее, то избавите себя от головной боли в день съемок и скажете потом себе спасибо.

Будьте уверены в своем сценарии, совершенно нормально его многократно переписывать, вас никто не торопит (но не слишком переусердствуйте, иначе никогда ничего не снимете). Совершенно нормально, что ваш сценарий будет достаточно прост. Ваш фильм не будет конкурировать с голливудскими блокбастерами (или они с ним) или с призерами каннского фестиваля, так что пусть вас не волнует его простота.

Когда сценарий готов вы должны из него сделать раскадровку. Грубо говоря вы должны в общих чертах обрисовать каждый кадр, который будет в вашем фильме (навыки художника для этого не требуются). Это очень важный этап. На съемке вы не должны думать: «так чтобы сейчас снять». Раскадровка добавит вам уверенности в собственных силах и избавит от ненужного стресса (его у вас будет и так достаточно). Это ваш план по которому вы будете двигаться, снимая кадр за кадром. По сути на этапе раскадровки вы должны мысленно представлять ваш фильм от начала и до конца. Фильм уже готов, просто он пока в вашей голове.

Так как вы снимаете свой первый фильм, хорошо если у вас в сценарии не больше трех персонажей (возможную массовку не считаем). Во-первых, вам будет тяжело найти большее количество актеров, а во-вторых вы можете банально не справиться с ними во время съемки. Кто-то заболеет, кто-то опоздает и так далее. В этом случае меньше значит лучше.

Важно (очень). Пожалуйста, не надо брать своих друзей (девушку, брата, маму) на какие-то роли, тем более на главные. Не знаю, надо ли это объяснять: вам нужны именно актеры. Самый лучший способ их найти - сходить в местный театр. Или найти актеров из этого театра в соц.сетях и договориться о встрече. Не для того чтобы пригласить их сразу сниматься, для начала просто обсудить. Возможно для вашего фильма вам нужен мужчина за 30 с лысой головой и тогда ваш собеседник подскажет вам где его найти. Любой начинающий актер сыграет лучше человека с улицы или вашего знакомого. Скорее всего вам понадобится не одна и не две встречи с разными актерами из разных театров, это нормально. Считайте это кастингом. На этом этапе можно показать или пересказать свой сценарий актеру с которым вы встретились. Даже если этот актер не примет участие в вашем фильме, вам полезно услышать мнение постороннего человека о вашей работе. Скорее всего вы уже показывали свой сценарий девушке, друзьям (они скорее всего говорили, что вы молодец и что ваш сценарий отличный), но не стоит принимать их мнение всерьез. Вам нужно услышать мнение не заинтересованного человека, обладающего каким-то опытом. Актеры отлично подходят. Одно мнение можно игнорировать, но если вы встречались с пятью актерами и все вам говорили что антагонист действует нелогично, это повод еще раз непредвзято посмотреть в свой сценарий.

Итак, вы нашли актеров и раздали им по сценарию. Теперь время собраться вам всем для его прочтения. Выберете кафе в будний день в первой половине дня, когда там мало людей и вам никто не будет мешать (и вы тоже). Прочитайте несколько раз сценарий по ролям (как в школе). Объясните актерам мотивы своих персонажей, в сценарии этого может и не быть, а вы как его автор это должны знать. Так актерам будет легче играть. Если чувствуете, что актеры еще не уверено чувствуют себя в своих ролях, договоритесь о второй встрече.

Из вашего сценария вы примерно понимаете какое место вам необходимо для съемок. Осталось его найти. Поездите по округе, поспрашивайте у знакомых. Важно чтобы на месте съемки не было посторонних людей или, по крайней мере, чтобы вы им не мешали. Если это общественное место, например кафе, договоритесь с администрацией, будет не ок если вас выгонят на середине съемок.

Вы готовы. Выберете удобное время (если вы снимаете в жаркий летний день, то выберите так называемое режимное время - рано утром или ближе к вечеру, полуденное солнце может здорово подпортить вам съемку на улице). Позовите с собой на съемку одного или двух ваших знакомых для помощи в организационных моментах. Хорошо если это не ваши друзья, а просто люди увлекающиеся кино, отлично когда это и то и другое. Предупредите их о том что это будет не туса, что вам реально нужна их молчаливая помощь. Принести кофе замерзшей актрисе, распечатать еще одну копию сценария вместо той, что унес ветер. Помощь может быть какая угодно.

Подготовительный период закончен, время приступить к съемкам.

Захватите на съемку ноутбук, на котором вы будете просматривать отснятые сцены. Не используйте для этого экран камеры, там вы все-равно ничего не разглядите. Вы могли перепутать настройки камеры или плохо записать звук, или актер мог переиграть эмоцию, или на заднем плане мог пройти посторонний. Что угодно. Хорошо когда у вас есть возможность переснять сцену. После съемок у вас такой возможности скорее всего уже не будет или же вам придется переснимать всю локацию\фильм целиком.

Хорошо если ваша съемка занимает один день, обычно для короткометражки больше и не требуется.

После съемки сделайте резервную копию всего отснятого материала.

Монтаж, обработка звука, цвет может занять у вас очень много времени. Делайте несколько вариантов, экспериментируйте. После того, как вам кажется, вы сделали финальную версию оставьте ее лежать на неделю-другую. Выйдите из дома, сходите с друзьями в кино. Через две недели, когда вы вернетесь к своему фильму, вы поймете какие изменения еще надо внести.

Ваш фильм готов. Раскидайте его по тематическим группам, скиньте своим знакомым и друзьям, попросите оценить его тех людей, которые уже давно варятся в киноиндустрии и готовьтесь снимать второй. Удачи.

30
3
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта