Lin Lumpen
июль 2016.
1994

Как начать разбираться в экспериментальном/авторском кинематографе?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
10
2 ответа
Поделиться

Есть довольно "простая" формула, как начать разбираться в чем-либо: это смотреть/слушать/читать + читать об этом (например, культурологические статьи, книги по теме и критику, затрагивающую не столько критерии "хорошо/плохо", сколько визуальную и содержательную сторону произведений).

Перед чуть более предметным ответом нужно также разделить понятия авторский и экспериментальный, потому что они не тождественны.

Термин "авторское кино" зачастую используется как антоним мейнстрима, студийного или коммерческого кино, но, строго говоря, одно другому не мешает: Спилберг, Дель Торо, Джексон являются, пускай не радикальными авторами, но все же людьми со своим, скажем так, почерком. Мартин Скорсезе или Кристофер Нолан тоже делают по-своему авторское кино, хотя оно бывает и высокобюджетным, и кассовым. Часто “авторское кино” понимают как фильм, который режиссер не только снимает, но и сам пишет сценарий (а может, и монтирует, и выступает оператором, и музыку пишет, и вообще полный Содерберг или Карпентер). Есть хороший аргумент против негативного восприятия этого словосочетания: когда снимали Тарковский, Феллини и Бергман, их фильмы просто не называли авторскими, хотя сейчас наверняка окрестили бы (или даже назвали бы “арт-хаусом”, хотя изначально этот термин обозначал кинотеатры, показывавшие в послевоенных США старый Голливуд и европейское кино - ну то есть да, не мейнстрим).

Экспериментальное кино - это в каком-то смысле радикальное проявление авторства, изучение границ кинематографа без (или почти без) оглядки на зрителя. Направлений тут множество: и советский авангард (такие глыбы, как Кулешов, Эйзенштейн и Дзига Вертов), и сюрреализм (Жан Кокто и Луис Бюнюэль, хотя их подход и значительно отличается), и американский андергрануд (Майя Дерен, Энди Уорхол, Дерек Джармен и другие), и французский (классический пример - “Антракт” Рене Клера, еще очень советую посмотреть “Наполеона” Абеля Ганса, который задумывался как панорамное кино, то есть разные сцены транслировались на три экрана одновременно, и идет это чудо пять с половиной часов, хотя, говорят, Ганс хотел сделать фильм еще длиннее, а версия на 300+ минут была восстановлена только недавно). Из современных режиссеров в голову приходит француз, снимающий под псевдонимом Ф. Ж. Оссанг.

Как про экспериментальное, так и про авторское кино периодически пишут на сайте Cineticle или в журналах “Сеанс” и “Искусство кино” (про авторское периодически пишут вообще везде - мы недавно писали про замечательного независимого режиссера Уита Стиллмана).

В плане литературы - это линейка “Кинотекст” издательства НЛО, а заодно все, что выпускает издательство Rosebud. В качестве отправной точки, возможно, поможет книга Антона Долина “Уловка XXI”, рассказывающая про заметных режиссеров наших дней.

22
0
Прокомментировать

Разбираться в артхаусе вообще или в кино вообще это все равно, что есть безвкусную пищу через силу. Надо просто смотреть то, что нравится и разбираться именно в этом. Например, помимо прочего я очень люблю кино про вампиров и соответственно хорошо разбираюсь в нем от старинного "Носферату" до фильмов примерно 2012 года выпуска (потом из-за болезни глаз стал меньше смотреть). Найдите свои темы и станете экспертом.

Николай Сосновотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
-12

Нелепая позиция. Смело рассуждать о том чего не видел и не хочешь видеть, так как уже за глаза ненавидишь.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью