Анонимный вопрос
февраль 2016.
4352

Как стать пиарщиком, если нет образования в этой сфере?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
2 ответа
Поделиться

Грамотным PR-специалистом ты сможешь стать и без высшего специального образования. Твое все - это креатив, журналистика, ораторское искусство и бизнес-основы. Журналисты не очень любят нашу специальность, говоря, что мы занимаемся ерундой, но это не так. Представь себе компанию или определенную личность, тебе нужно их "распиарить". По-простому, по-свойски представь как бы это могло выглядеть. Нужно лишь потом это свойское вогнать в определенную терминологию. Могу посоветовать учебники Коноваленко и Шведа: "Реклама и связи с общественностью: введение в специальность" и "Основы интегрированных коммуникаций"

Интересное о «Рокетбанке» Каково быть клиентом Рокетбанка?Как «Рокетбанк» относится к Олегу Тинькову?Насколько большой отток клиентов вызвала новость о переходе «Рокета» в QIWI?Задать вопрос «Рокетбанку»

Для практики иногда хуже, если образование есть. Диплом ВУЗа часто дает знания устаревшие, а сертификат теоретических курсов, как правило, поверхностные. Еще многое зависит от того для каких целей вам требуются навыки общения с медиа. Допустим, вы адвокат и вам необходимо заручиться поддержкой СМИ в каком-то громком процессе, или вы лоббист и необходимо с помощью прессы "протолкнуть" к принятию какой-либо законопроект, модельер, которому надо собрать звездную тусовку на показ, а может вам нужно продвигать свой стартап - "нюх" в каждом случае особо заточен под существующую практику в отрасли. 

Если же манит "романтика" профессии, то стоит знать, что многие из тех, кто называет себя пиарщиками - не имеют соответствующего образования. Более того, они часто и навыков, необходимых для успешной работы не имеют. Например, какова самая распространенная задача пиарщика? Многие думают, что рассылать пресс-релизы, но на деле - получить публикацию в СМИ для своего заказчика/работодателя. И эти две задачи не всегда совмещаются. Рассылка стандартных релизов, как правило, результатов в виде публикаций не приносит, но многие продолжают пользоваться релизоприемниками.

Если вы хотите стать пиарщиком, чтобы зарабатывать таким образом деньги, то сначала поймите, кому будут необходимы ваши навыки. Поищите среди соответствующих вакансий требования к pr-специалистам, расспросите о деталях непосредственно работодателей. Затем выберите сферу, в которой вам хотелось бы работать пиарщиком и проверьте, достаточно ли в ней вакансий на эту должность, чтобы иметь шансы найти работу по профилю. Я, например, три года назад выбрал IT-индустрию, стартапы, после того как понял что пиарщикам платят гораздо больше копирайтеров, а IT-сектор в ближайшее время будет только расти.

Далее следует логичный шаг - сделать себе портфолио, чтобы повысить шансы на трудоустройство. В этом случае есть два пути - пойти работать учеником к опытному пиарщику за совсем небольшие деньги (но, тут хоть какие-то знания все же необходимы) либо, второй путь - показать товар лицом и написать статью для нишевого СМИ в сфере, где хотите работать. Сначала первую, которая будет подписана вашим именем, затем еще несколько и вы уже можете претендовать на то, чтобы стать чьим-то пиарщиком. Однако, не забывайте, что потом вам придется учитывать интересы вашего клиента, задача несколько усложнится и здесь поможет только практика и советы опытных коллег по цеху (в том числе, изложенные в различной тематической литературе и прессе).

Процесс получения первой "своей" статьи в достойном СМИ за которую не стыдно - может растянуться на долгое время, а может и вовсе не произойти. Мой личный переход от копирайтера к пиарщику-журналисту был относительно долгим и весьма болезненным. Все ошибки были мои, на собственном опыте проходил "все круги ада", читал буквально все что связано с пиаром, работал над статьями месяцами, шлифуя тексты, в итоге вот она, первая моя статья http://www.cossa.ru/152/54902/
Казалось бы, просто задался актуальным вопросом, интересным широкому кругу аудитории данного СМИ, собрал открытую информацию в сети (в основном на англоязычных сайтах на тот момент), правильно ее структурировал и подал, но мне было чудовищно тяжело сделать это в то время, хоть я и был относительно неплохим копирайтером и работал от 500 рублей за 1000 знаков текста без пробелов в 2013 году.

Теоретически, можно пойти и другим путем. Вместо написания статей заняться созданием инфоповодов, которые попадут в печатные СМИ, соцсети, на ТВ сразу для клиентов, а не "для себя". Например, такого формата, как вчерашний инфоповод моего клиента в газете Известия, которому я оказываю бесплатные консультации http://izvestia.ru/news/603390 (извините, ну грех не пропиариться в ответе на такой вопрос, это профессиональная деформация).
Допустим, приходите в компанию и говорите: "я пиарщик, могу сделать для вас громкий инфоповод по согласованию и с оплатой за результат". Как правило, никто не будет спорить с тем, что вы, якобы пиарщик. Покажите нужный результат и порядочные люди вам заплатят.  Но, все-таки здесь для успешной работы необходим существенный опыт в медиа сфере, нужно ясно понимать и "чувствовать" что журналисты считают инфоповодом и в какое СМИ он подойдет. 

Другая сторона медали - это требования заказчиков и работодателей к пиарщикам. Они не всегда адекватны ситуации, а иногда изначально предопределяют отсутствие результата. Происходит это не потому что заказчики "тупые и самоуверенные", как считают многие исполнители, а потому что сфера PR находится вне их компетенции. Говорят, у каждого врача есть свое кладбище, так вот, не скажу за других, но у меня есть несколько заказчиков, с которыми не получилось. Просто из-за недопонимания между нами, как лучше стратегически и тактически выстроить работу с прессой.  Почитайте, об этой проблеме пишут здесь в комментариях, так как она достаточно распространена https://spark.ru/startup/smi-o-nas/blog/13759/chto-dumayut-o-pr-v-smi-rossijskie-predprinimateli-bonus-v-kontse

С одним из моих заказчиков, а теперь - со-основателем нашего проекта "СМИ о нас" мы долго думали как решить эту проблему (недопонимания заказчиков и исполнителей в PR), в итоге ничего лучше, как заставить заказчиков работать вместе, а иногда и вместо пиарщика не нашлось (обучить заказчика большей части своих компетенций). И, как показывает практика, это выгодно обеим сторонам и полностью решает проблему недопонимания. Сейчас решение выглядит как практический курс по PR для предпринимателей (бизнесмены работают вместо пиарщика и уже через две недели некоторые из них получают результаты лучше, чем наемные специалисты - подтверждение https://spark.ru/startup/plandex-ru/blog/12471/kak-mi-perehitrili-gazetu-moskovskij-komsomolets-a-ona-perehitrila-nas).

Для тех руководителей компаний, которым нужен пиар, но не хватает времени им заниматься - мы подбираем специалиста (или берем на обучение их штатного сотрудника) и в течение двух месяцев "дружим" их между собой, работая все вместе на результат. Предварительно, руководителя обучаем основам, необходимым для понимания того, как правильно поставить задачу, откуда она берется, как грамотно контролировать ход ее выполнения и как оценить результат. Тогда сразу становится понятно - или пиарщик недорабатывает или у себя нужно искать причину. Естественно, показываем как эти трудности успешно преодолеть.

Последние два абзаца я написал как раз к тому, что у вас есть возможность стать пиарщиком без образования в этой сфере, если вы пройдете наш курс (аналогов я не встречал, надеюсь, скоро появятся), успешно сдадите тест, после чего попадете на практику к руководителю одной из компаний среди наших клиентов. Пару месяцев успешной практики под руководством личного куратора - и вы состоявшийся начинающий PR-специалист с собственным портфолио. Альтернатива - много практики (пишем, показываем журналистам, переделываем, снова показываем и т.д.) и много литературы, некоторых актуальных авторов и ресурсы перечислю ниже:
- все, что пишет Максим Ильяхов про инфостиль (существуют пиарщики- #толькостратеги, которые не пишут тексты лично, но вам на первых порах лучше обладать конкурентным преимуществом в виде личного авторства материалов в СМИ)
- Амзин. Новостная интернет-журналистика
- блог Pressfeed
- группа на фейсбук Пресс-секретари и пиарщики России
- vc.ru - поиск по сайту с тегом PR (пиар)
- rusbase.com (аналогично с поиском по сайту)
Этого хватит для знакомства с темой и прививки вкуса к качественной информации о пиаре и сопутствующих навыках, дальше весь интернет в вашем распоряжении. Успехов!

Ответить