Каким образом в СССР преподавались идеи классических философов, противоречивших идеологии?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Вопрос как быть с другими взглядами, на самом деле, никогда не был настоящей проблемой ни для СССР, ни для самого марксизма.

Главным образом это объясняется тем, что учение Маркса и Энгельса - это во многом универсальная критическая теория, притом крайне агрессивная; у нее никогда не было проблем с недостатком критики по отношению к другим философским движениям.

Маркс, под влиянием Гегеля, выдвинул два фундаментальных утверждения: во-первых человеческая история не случайна, она направлена и является реализацией одного фундаментального принципа (у Гегеля это движение абсолютного духа, а в марксизме - это простая реализация своих потребностей, труд, производство).

А во-вторых абсолютно все исторические факты относительны по отношению к этому фундаментальному принципу. Все имеет свою функцию в производстве, все оправдывается в своем существовании производством. Философии, которые этому не уделяют внимание - например тот же Ницще - просто наивны, недостаточно глубоки и пребывают в иллюзии. Задачей Маркса было поэтому поставить все на ноги и указать их настоящее место в производстве. В то же время марксизм положительно оценивал вклад многих философов, правда отказывая им в праве считаться себе ровней - такие философы ухватывали часть правды, просто не имея ресурсов понять ситуацию целиком. Такого отношения удостоились Руссо, Смит, Гегель и многие другие.

Именно в таком контексте ими излагались конкурентные философии. Смею предположить, что в советском союзе практика была аналогичная, им даже придумывать ничего принципиально нового не нужно было.

Переводчик Ницще (не помню как зовут точно, если интересно, могу поискать) рассказывал, что он, в юности, мог более-менее спокойно читать Ницше в библиотеке, прикрываясь тем, что он пишет доклад по критическому анализу буржуазной философии, что отлично отражает целую картину.

7
-2

Переводчик Ницще (не помню как зовут точно, если интересно, могу поискать) рассказывал, что он, в юности, мог более-менее спокойно читать Ницше в библиотеке, прикрываясь тем, что он пишет доклад по критическому анализу буржуазной философии

О, у меня была книга с этим самым рассказом в предисловии! Крупный зеленый том, сейчас уже не вспомню, какие именно труды Ницше там были соединены под обложкой.

+1
Ответить
Прокомментировать

Я автор вопроса, хочу пояснить чуть подробнее. На обложку выставил Рассела, как представителя течения осуждавшегося в СССР. А как обстояло дело с другими философами, например, идеалистами, в том числе Ницше (в частности до войны, когда его имя ещё не связалось с идеологией нацистов)? Если же идеологически противные философы разбирались, то как обстояло дело с доступностью их трудов? И интересовали бы имена, конечно.

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью