Maxim Proshkin
июль 2016.
1720

Как религия объясняет тот факт, что справедливый и милосердный Бог допускает страшные и неизлечимые болезни у детей, которые еще даже нагрешить не успели?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
10 ответов
Поделиться

Позволю себе начать с двух небольших ремарок по формулировке самого вопроса. Первая: наличие или отсутствие болезней у человека никак не связано с количеством совершенного им греха. Библия говорит о том, что все люди грешны и потому лишены славы Божьей. Все - и здоровые, и больные.

И вторая: мы видим только то, что Бог допускает происходить в нашем мире, но не способны узнать, чего Он не допускает. Быть может, это настолько страшные вещи, что по сравнению с ними любые болезни покажутся нам сущим пустяком. Но мы даже не имеем названий для всех этих ужасов просто потому, что Бог не допускает им происходить.

Теперь что касается самого вопроса. В той или иной форме он задается постоянно, снова и снова. И, на мой взгляд, это справедливо, потому что формулируется он очень понятным образом, а вот принять ответ на него обычно нелегко. Логика вопроса подразумевает, что любящее и милосердное (а также всемогущее) существо не допустило бы болезней, страданий, да и вообще никакого зла. Эта предпосылка кажется разумной, но она неверна. Если бы Бог захотел уничтожить зло, то сколько зла Он уничтожил бы? Абсолютно всё. И это привело бы к тому, что мы просто физически оказались бы не способны совершать злые поступки, то есть потеряли бы нечто очень ценное, а именно свою свободу. Вряд ли кто-то из нас готов ей пожертвовать.

Наш мир не похож на "парк развлечений", где нет никаких проблем и где у всех всегда всё хорошо. Он больше похож на "школу любви", то есть на место, где есть много возможностей для того, чтобы научиться проявлять свою любовь. Видимо, в творении Бог преследовал именно такую цель. И значит это очень важно.

И еще наш мир создан упорядоченным, то есть в нем действуют законы природы, многие из которых уже открыты и многие еще предстоит открыть. К сожалению, иногда они действуют таким образом, что от этого страдают невинные люди. Но важно то, что христианство не просто постулирует наличие в мире зла, но и предлагает путь к победе над ним. Этот путь лежит через Иисуса Христа.

PS. И в самом конце хочу дать еще один небольшой совет. Это совет тем верующим, которые сталкиваются с необходимостью отвечать на подобные вопросы. Всегда различайте, задается этот вопрос человеком из философских соображений (и тогда в разговоре с ним можно пользоваться самыми разными аргументами, - в том числе, и перечисленными мной выше) или же он задается человеком, который сам проходит через подобного рода страдания (и тогда боже вас упаси пускаться в какие-то пространные объяснения; сейчас ему нужно совсем не это и лучше просто помолчите).

---

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
-9

Превосходный ответ. Снимаю шляпу.

-1
Ответить

Типичный ответ церковного служителя. У меня вообще такое ощущение что первое чему учат священников - это выкручиваться  из подобных вопросов. Однако я могу загнать вас в тупик используя ваши же логические доводы. Если Господь оставил зло в мире, чтобы дать нам свободу воли, то получается что совершая злые поступки, мы следуем божьему замыслу, значит мы не грешим, ведь нельзя согрешить следуя воле Божией.

Лично для себя я давно решил: если всемогущий и милостивый Господь позволяет совершатся злу, то он либо не всемогущий (его возможности и силы ограничены или же он вообще не существует), либо он вовсе не милостив и ему нет дела до наших людских проблем.

Конечно вы приведете классический довод о неисповедимости путей Господних. Но есть один нюанс: Бог создал человека по образу и подобию своему, т.е. человек подобен Богу, значит людям должны быть понятны его мотивы и цели.

+7
Ответить

AISSUR NAISSUR, спасибо за отклик. 

Во-первых, я не священник, - не награждайте меня чужими титулами. А во-вторых, если бы я чувствовал необходимость "выкручиваться из подобных вопросов", то я просто прошел бы мимо и не ответил бы ничего. Но мне кажется, что в рассуждениях на эти темы часто упускаются некоторые очень важные моменты, о которых я и попытался упомянуть.

То, что вы называете тупиком, на самом деле таковым не является. Разбору проблемы теодицеи посвящено огромное количество материала, и его легко найти в Сети. Лично я убежден, что наличие в мире зла никак не свидетельствует о том, что Бога нет или что Он не всемогущий, не всемилостивый и т.д.. 

Также я не согласен с вами и в том, что если человек подобен Богу, то ему должны быть понятны мотивы и цели Бога. Это абсолютно точно не так.

+4
Ответить
Ещё 7 комментариев

Я назвал вас священников исходя из описания вашего профиля, извините что перепутал.

А что касается данного вопроса, то для себя я давно уже все решил, причем я склоняюсь скорее к немилостливому Господу. Никому не буду навязывать свою точку зрения.

+3
Ответить

AISSUR NAISSUR, нет проблем. Успехов вам в познании истины.

+2
Ответить

Бог невозможен. (с) Теомизм

0
Ответить

И вторая: мы видим только то, что Бог допускает происходить в нашем мире, но не способны узнать, чего Он не допускает. Быть может, это настолько страшные вещи, что по сравнению с ними любые болезни покажутся нам сущим пустяком. 

Откуда же все эти вещи могут вообще взяться, да ещё и при вселюбящем Боге? .

 Если бы Бог захотел уничтожить зло, то сколько зла Он уничтожил бы? Абсолютно всё. И это привело бы к тому, что мы просто физически оказались бы не способны совершать злые поступки, то есть потеряли бы нечто очень ценное, а именно свою свободу. Вряд ли кто-то из нас готов ей пожертвовать.

По мне так уж лучше вообще не иметь никакой свободы воли, чем страдать


+3
Ответить

АНДРЕЙ ТЕРЛЕЦКИЙ По мне так уж лучше вообще не иметь никакой свободы воли, чем страдать

Прежде, чем что-то чему-то другому нам должны быть знакомы оба состояния. В противном случае мы выбираем вслепую.  Известно ли вам, что значит не иметь никакой свободы воли? И почему вы уверены, что это понравилось бы вам больше?

-2
Ответить

я и сейчас не убеждён, что у меня свобода воли есть и никак её не ощущаю. И мне нужно качество жизни прежде всего. Если бы я изначально  жил бы в раю и в принципе не мог бы совершать зла, меня бы это вполне устроило и без всякой свободы воли

+4
Ответить

Не очень понятна концепция свободы воли.
ок, положим, чёрт с ними со всякими маньяками, холокостами и прочими вещами.

Но ведь то же самое христианство нам говорит  - граждане, живите по заповедям а если будете их нарушать и не каятся искренне - попадёте в ад.
Какая же это свобода воли?)
Свобода воли, это когда ты можешь делать что хочешь  но последствия будут только от твоих действий и окружающих.
А тут у нас правила игры такие - делай что хочешь, но если мне ( богу) не понравится, я тебя потом на сковороде поджарю.

0
Ответить
Прокомментировать

Возможно, это самая большая тайна мироздания. И многие великие богословы не имеют ответа на ваш вопрос... Приведу в пример один текст:

"В месте, подобном этому, слова оказываются бесполезными, и остаётся лишь растерянное молчание – безмолвный крик, обращённый к Богу: «Почему, Господи, Ты промолчал? Как Ты смог стерпеть всё это?». В этом молчании мы склоняемся в глубоком поклоне перед бесчисленными шеренгами тех, кто страдал здесь и был предан смерти; затем это молчание превращается в громкую просьбу о прощении и примирении, оно становится криком к Богу живому, чтобы Он больше никогда не позволил подобного. ...Сколько вопросов появляется в этом месте! Вновь и вновь возникает вопрос: «Где был Бог в те дни? Почему Он молчал? Как Он мог стерпеть эту крайнюю степень разрушения, этот триумф зла?»".

(Речь Папы Бенедикта XVI, которого называют Моцартом богословия, в концлагере Аушвиц-Биркенау, целиком здесь.)

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-2
Прокомментировать

В Индуизме , это объясняется очень просто. Поскольку душа вечна и рождается множество раз в разных телах, то следуя закону кармы последствия ее предыдущих жизней сохраняются и в следующих воплощениях. Поэтому все рождаются в разных условиях, просто на том основании, что в прошлых жизнях они грешили или жили праведно. 

Stas Smirnovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
-2
Прокомментировать

Главное тут уже сказал Дмитрий Гусаров, я только добавлю к его ответу кое-что.

Согласно христианскому вероучению (и тут сходятся православные, католики и традиционные протестанты), после грехопадения Адамы и Евы исказилась не только человеческая природа, исказился и весь материальный мир - "Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне", писал апостол Павел (Рим. 8:22). А это значит, что в мире будут не только трагедии из-за человеческих грехов, но и трагедии природные. Цунами, землетрясения, пожары, наводнения, болезни. "Весь мир лежит во зле" - говорит апостол Иоанн (1 Ин. 5:19). Поэтому невозможно жить в мире и никак с этим злом - имеющим и человеческое, и природное происхождение - не соприкоснуться. Избежать этого - всё равно что проскользнуть между струйками дождя. Каждый равно или поздно столкнётся. Не обязательно в качестве наказания за грехи, а просто. Потому что такие мы и такой наш мир. И да, будут страдать невинные дети. Бог ничего не может с этим поделать, то есть Он не может взмахнуть волшебной палочкой и дать "счастья всем, даром, чтобы никто не ушёл обиженным". Потому что невозможно это сделать, не лишив человека дара свободы. А без дара свободы человек уже не человек, а биоробот. Личность исчезнет, одна лишь оболочка останется.

Но Бог не просто бесстрастно взирает на человеческое горе - Он страдает вместе с нами и помогает перенести страдание. А главное, Он дал нам способ войти в Вечность и быть там вместе с Ним. Страдания, сколь бы ужасны они ни были, временны, а радость пребывания с Богом вечна. 

6
-5
Прокомментировать

Да очень просто объясняет. 

В "мирской", научной формулировке сие звучит так: "Бог не действует в рамках человеческой логики, человеческой этики и человеческой морали: у него своя логика, этика и мораль, и любые попытки человека оценить действия Бога с позиций собственной логики или этики приводят к разочарованиям и провалам".

Ну а в богословии этот постулат звучит по-разному, в зависимости от конкретной традиции. В христианстве -  "Пути Господни неисповедимы". В даосизме "Дао есть то и есть это, Дао есть верх и есть низ, Дао есть то, что можно определить и то, чего определить нельзя". И так далее )

Олег Гертотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить