Иван Шаламанов
июль 2016.

Случайность квантового события означает, что не существовало никакой причины, чтобы оно произошло?

Для объяснения случайности квантовых событий сложилось 4 варианта объяснения:

1) Скрытый детерминизм: механизм причинности есть, просто сейчас мы не можем его наблюдать;

2) Вселенная только кажется случайной, на деле она представляет собой т.н. ветвящуюся "мультивселенную" (Эвереттова вселенная), а восприятие случайности — побочный эффект обнаружения себя в одной из ее новых ветвей;

3) в целом во Вселенной действует причинность, но есть явления, которые приводят к случайным результатам;

4) Вселенная вообще фундаментально так устроена, что в ее основе лежит случайность.

Так что причины для случайности есть - но, либо нас подводит собственное восприятие и мы просто не видим причину, либо случайность в основе устройства Вселенной и есть главная причина.

Anastasia Smolinaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

"... либо случайность в основе устройства Вселенной и есть главная причина".

Анастасия, как может случайность быть причиной? Случайность означает независимость события от каких-либо других событий или причин. Иными словами, можно предполагать, что самое первое событие было случайным, но последующие события так или иначе зависят от первого. Если мы отрицаем этот тезис, то мы должны прийти к алогичному выводу, о том, что события, происходящие в одной системе, не имеют связи друг с другом (хотя бы даже не напрямую, но через промежуточную цепочку причин и следствий).

Нет, не обязательно. У вас получается картина жесткого детерминизма, который характерен для линейного мироустройства (=восприятия мироустройства). При нелинейности процессов все не так прямолинейно))

Но это даже не важно. Про случайность как причину - это не моя личная фантазия, это у физиков такое объяснение - "фундаментальная случайность Вселенной".

Хорошо. А каким образом события, происходящие в одной системе (Вселенная) могут быть нелинейными? Ведь какое бы событие не произошло, оно всегда происходит во Вселенной, то есть оно с ней чётко связано. Квантовые флуктуации, с которыми работают учёные, не вне Вселенной происходят.

Чтобы лучше понять мою мысль, представьте:

Произошло квантовое событие, которое зафиксировал физик. Жизнь физика - это цепочка причин и следствий. То есть, это квантовое событие, как минимум вовлечено в цепочку причинно-следственных связей, связанную с жизнью физика. Произошло бы оно, не будь физика в том месте и в тех обстоятельствах, неизвестно. Но существует гигантское число линейных событий, которые могут быть напрямую связаны с этим квантовым событием. Через них можно выстроить цепь причин и следствий. Но вот инструмента для этого, видимо ещё не существует.

Ещё 3 комментария

Нет, вся картина у вас опять упирается в изначальную установку жесткого детерминизма. Начиная с первого вопроса - "как события одной Вселенной могут быть нелинейными" - да легко! Об этом уже столько сказано и написано, что даже трудно дать конкретную ссылку, - просто погуглите "нелинейность процессов". Синергетика, которая, собственно, эту нелинейность ставит на философскую основу, появилась еще в 70х гг ХХ в. Физика давно не мыслит линейными процессами. Так что, мне кажется, вам нужно немного изменить сложившуюся парадигму восприятия насчет линейности-нелинейности, чтобы лучше понять про случайность квантовых событий.

Ответите на последний мой вопрос в этой ветке обсуждения? Каким образом, наука, стоящая на принципах логики (точных причин и следствий) может быть выстроена вне причинно-следственных цепочек? Я воспринимаю этот отход от логических связей, как капитуляцию научного знания.

Это не отход и не капитуляция, просто современные научные представления о взаимосвязях гораздо шире, чем связи в причинно-следственных цепочках (это довольно устаревшая картина, если честно), а рациональность давно гораздо шире, чем формальная логика ("точные причины и следствия") - это т.н. новая рациональность. Формальная  логика с четкими причинно-следственными отношениями, на самом деле, довольно узкий раздел, и наука на нем не основывается (логик вообще-то много, в т.ч. таких, которые включают "вероятности и неточности").

В общем, современная наука не основана на формальной логике, но вы почему-то думаете, что она должна, и поэтому нарушение этой картины воспринимаете как капитуляцию научного знания.

Случайность и причинность — это свойства, приписываемые событиям воспринимающим сознанием. Сами по себе события не случайны и не причинны до тех пор, пока сознание их не зафиксирует. Восприятие события сознанием — это процесс неодносторонний. При восприятии сознание влияет на событие и создаёт событие случайным или причинным. Если в сознании нет заранее определенных признаков причин, то оно и не сможет определить событие как случайное или неслучайное. Для того, чтобы приписать событию возникновения вселенной свойство причинности, нужно иметь в сознании признаки этих причин. Но откуда эти признаки взять, если сознание вторично по отношению к моменту возникновения вселенной? Если сознание движется по законам вселенной после её возникновения. Любые рассуждения на эту тему будут неадекватны в полной мере реальности. Любая модель будет всего лишь созданным сознанием отражением, имеющим какую-то степень адекватности реальности. Если человек от рождения способен различать красный и синий цвета, он может рассуждать о причинах возникновения фиолетового оттенка. Если человек от рождения видит мир чёрно-белым, он может рассуждать только о причинах серого цвета.

Андрей, я понял вашу позицию. Но понимаете ли вы, что её истинность означает также то, что под неё подпадает любая человеческая деятельность. В частности то, что научные знания являются глубоко ограниченными по отношению к реальности?

Ограниченность научных знаний — это очевидный факт, в этом нет никакой трагедии. Это естественный процесс развития сознания — присвоение внешних инструментов восприятия реальности. Этот процесс может продолжаться, пока существует человек, и обеспечивать новые выгоды. Но вот чего он не может обеспечить — это адекватного в полной мере отражения реальности.

Андрей, полностью согласен с вами.

Вопрос некорректно поставлен. Причина всегда существует - ты делаешь измерение и получаешь результат измерения. Все события до того как они были измерены в квантовой механике не имеют смысла и четкого определения.

Твой глаз делает измерения мириады раз в секунду. Большой адронный коллайдер (БАК) делает измерения. А ты делаешь измерение с помощью глаз и интернета об измерениях БАК.

Отличие от классической механики в  неотъемлемой роли субъекта (отсутствие объективной реальности) и том, что результат единичного измерения в квантовой механике предсказать нельзя (даже при идентичных начальных условиях).

Согласно теории потенциальности и потенциалистской интерпретации квантовой механики т.н. квантовое событие это не актуальное событие, а потенциальное, т.е. то, что может произойти, но никогда не произойдет, всегда только может произойти. Соответственно, причина, лежащая в основе такого события, это не сама причина, а ее возможность, потенция.

Но квантовые события, как утверждается, происходят. Или вы имеете в виду, что когда из нескольких потенциальных квантовых событий происходит конкретное реальное событие, то оно уже не является квантовым?

Советую ознакомиться с теорией потенциальности.

А скиньте ссылку на научный журнал, где пишут о потенциалистской интерпретации квантовой механики. А то чет ни разу не слышал.