Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как современники раскола христианской церкви в 1054 году воспринимали это событие?

ОбществоИстория+3
Анонимный вопрос
  · 3,9 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 16 июл 2016  ·
primizkarten

Итальянский исследователь о.Романо Скальфи в краткой истории Церкви "Я с вами до скончания века" писал: "Злосчастное разделение произошло в 1054, но христиане на Руси еще долго продолжали считать себя в общении с Римом. Впоследствии Русь, восприняв обряд от Византии, унаследовала от нее и разделение с Римом".

Той же позиции придерживается профессор Oльга Лиценбергер из Саратова: "На начальном этапе развития государства взаимоотношения Руси с Римом ничем не осложнялись. Факты свидетельствуют о близких и дружелюбных отношениях русских к западноевропейцам даже в религиозной сфере: под влиянием латинской Церкви на Руси был установлен праздник 9 мая в память перенесения мощей св. Николая Мирликийского в Бари; при строительстве православных храмов велико было влияние романского стиля; в православных церквях употребляли богослужебные предметы латинского типа, широко применялись термины латинского, а не греческого происхождения; в русских молитвах упоминались святые, канонизированные только Римской Церковью и др. Упрочение позиций византийского христианства среди русичей ухудшало связи между Римом и Русью и даже способствовало возникновению вражды между народами греческого и латинского обряда. В период разделения Церквей и открытого противостояния Востока и Запада славяне, принявшие греческую веру, под влиянием своих священнослужителей вынуждены были вместе с религиозными обрядами усвоить и негативное отношение греков к западной Церкви - от умеренного запрета общения с "еретиками" до крайнего религиозного фанатизма" ("Римско-Католическая Церковь в России: история и правовое положение", Саратов, 2001).

В масштабном исследовании Станислава Козлова-Струтинского и Павла Парфентьева также говорится о династических браках с западными монархами, свободном положении латинян и о том, что ещё почти два столетия русские не видели разницы между двумя ветвями христианства, одного ребёнка могли крестить в греческом храме, другого в латинском: "Наконец, у нас есть сведения о том, как относилась к западному христи­анству собственно Церковь Руси, особенно в периоды своей независимости от прямого греческого влияния. Отношения Ярослава с греческой Церковью и греками были не безоблачны. Так, в 1039-1043 г. произошло охлаждение от­ношений из-за отказа митрополита Феопемпта канонизировать св. Владимира, за этим сразу последовала трехлетняя война с греками. В 1051 г., по воле кн. Ярослава в Киеве ставится собственный митрополит, русский святитель Илла­рион, без согласия и одобрения Константинопольского Патриарха (причины и обстоятельства этого поставления до сих пор не вполне выяснены). Его перу принадлежит один из древнейших памятников русской литературы — «Слово о законе и благодати». Для «Слова», написанного в конце 30-х годов XI в., характерно всеобъемлющее, лишенной греческой или собственно русской «национальной узости», подлинно вселенское видение христианства: «Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; восхваляют Асия, Ефес и Патмос Иоанна Бо­гослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коими научены православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами, — свершившего великие и досточудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира...». «Покоренными Богу» называет святитель Илларион «царства в еллинской и римской земле». Особенно значимо должно быть для нас то, что это вселенское, лишенное национальной или обрядовой замкнутости, видение христианской веры русский святитель предлагает нам в тот период, когда византийско-римские церковные противоречия приближаются к пику своего напряжения. Как известно, в 1054 г. эти противоречия закончатся разрывом церковных отношений между Римом и Константинополем. Поводом к противостоянию, начатому с греческой стороны в 1054 г. стал вопрос сугубо обрядовый — а именно вопрос о совершении Евхари­стии на квасном или на пресном хлебе. Возмущенный действиями властолюбив­ого Патриарха Константинопольского Михаила Керулария папский легат карди­нал Гумберт, в 1054 г., положив на алтарь св. Софии в Константинополе грамоту об отлучении Керулария от Церкви, возвратился в Рим не прямо, но через некий «город Руссов» (который ряд авторов отождествляет с Киевом). Отлучивший греческого Патриарха (и, насколько можно судить по его характеру, едва ли скрывавший этот факт) Гумберт был принят в русском городе с подобающим уважением и церковными почестями. Похоже, что русская Церковь, возглав­ляемая самостоятельным митрополитом, находилась на тот момент в полном общении с Римом — и взаимные отлучения Рима и Константинополя ее тогда не коснулись (что неудивительно, поскольку еще долго суть произошедшего разры­ва была неясна для других восточных кафедр, помимо Константинопольской).  На протяжении довольно долгого времени и Запад и Восток еще не воспринимали возникший церковный конфликт как окончательный разрыв. Многие события сыграли свою роль в постепенном расхождении греков и латинян. Некоторые авторы не без оснований полагают, что в сознании греков поставили в этом отношении точку трагические события 1204 г., когда участники IV Крестового похода, запутавшись в хи­тросплетениях византийской политики и вопреки прямому папскому запрету разграбили Константинополь. Тем не менее, события 1054 г. способствовали резкому усилению антилатинских настроений среди части греческих церков­ных деятелей, что оказало косвенное влияние, как мы увидим, и на русское христианство. Так или иначе, но в первые десятилетия после разрыва между Римом и Константинополем (в котором, как мы видели выше, русская Цер­ковь не принимала прямого участия), он еще почти не оказывает влияния на сознание собственно русского духовенства и князей. ...Пожертвования в западные храмы и монастыри от дарителей с Руси вообще были частым явлением. Так, например, документы г. Регенсбурга, сообщают, что в первую треть XII века (или в конце XI века) при постройке тамошнего монастыря свв. Иакова и Гертруды, в Киев был послан для сбора пожертвований (а заодно и с миссией от германского императора) ирландский монах Маврикий. Он был с по­четом принят великим князем и вернулся с дорогими дарами, благодаря которым монастырь и был достроен. Вероятно, в Киеве ирландцы служили для немецких купцов, которых там было немало. От 1162 г. сохранились данные о том, что неизвестный по русским источникам князь с Руси, по имени Buris (видимо, Борис), был одним из первых жертвователей на основание монастыря Lugumkloster в Шлезвиге. Пожертвования такого рода были особенно часты со стороны Волынских и Галиц­ких князей. В конце XII века князь Роман Мстиславович Галицкий пожертвовал 30 марок серебра бенедиктинскому монастырю святого Петра в Эрфурте. ...Из XII века дошли до нас сведения о том, что простой народ часто еще не про­водил различия между «греческими» и «варяжскими» священниками. Уже упоминавшееся вопрошание Кирика содержит данные о том, что по просто­те часто женщины носили крестить своих младенцев в «варяжские» церк­ви. Следует, правда, отметить, что отвечая на вопрошание местный епископ уже указывает на необходимость накладывать за такие действия епитимию (не подвергая, впрочем, кажется, сомнению действительность совершенного крещения). Такое «смешение» могло произойти тем легче, что русские хра­мы тогда еще не имели иконостасов, внешний вид священников был схожим (русские священники, как и «варяжские», выбривали «гуменцо» — тонзуру), как и покрой священнических облачений.  Стоит упомянуть и широко практиковавшиеся (несмотря на осуждение и недовольство со стороны некоторых церковных иерархов) смешанные браки между православными и латинянами. Такие союзы заключались не только княжескими семьями в династических целях, но нередко случались и между простыми людьми" ("История Католической Церкви в России", Царское Село, 2014).

А Запад, надо полагать, почти и не заметил этого всего. Связи были не такие прочные, расстояния огромные, да ещё крестовыми походами занялись.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm
Очень интересный ответ, но Вы забыли один момент: отношение князей на Руси к католикам в Средние Века могло сильно... Читать дальше
Сингулярист, любитель занимательной математики, распространитель идей  · 20 нояб 2019

Современник тех и всех предыдущих и последующих времен и событий - Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель, в связи с этим тотчас зажег в небе необычайно яркую звезду в созвездии Тельца. Первоначально звезда была  видна даже днём подобно Венере, а через 23 дня блеск её настолько  уменьшился, что днём она уже не была видна, а примерно через год  "исчезла" с неба.

Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 26 июл 2017
Никак. На востоке Руси перестали выбривать тонзуры только в конце 13 века, когда на территории современных Украины и Беларуси правили признаваемые Ватиканом короли Руси, Галиции, Волыни и Лодомерии. Окончательно самые восточные славяне стали православными только на рубеже 15-16 веков, когда Московия начала претендовать на статус Третьего Рима. Предки современных... Читать далее