Чтобы научиться играть на пианино (для себя) обязательно наличие музыкального слуха? И вообще что такое этот слух?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Не обязательно. Фортепиано - это не скрипка, на нём можно научиться играть даже глухому, механически нажимая нужные клавиши в нужной последовательности. Хотя, выразительность при этом будет так себе.

Музыкальный слух - это не какой-то талант, дарованный свыше, это навык, вырабатываемый практикой. За пять лет музыкальной школы я, кажется, ни разу не услышала это словосочетание "музыкальный слух". Не было ни одного ученика, к которому как-то по-особенному относились, потому что у него "нет слуха". За это не давали освобождения от занятий, и или снисхождения на экзаменах. Никого не волнует: открыл пианино, сыграл гамму, разучил партию левой руки, добавил правую. Сольфеджио надо учить как математику и практиковать как иностранный язык. Чтобы научиться распознавать квинту, надо эту квинту двадцать раз сыграть и тридцать раз спеть в разных тональностях. Тогда в мозгу сформируются нужные нейронные связи, и вы научитесь слышать эту квинту везде где она есть.

А фразы вроде "у меня нет слуха" или "мне медведь на ухо наступил" можно перевести как "я не хочу заниматься музыкой, мне это неинтересно". Гениев единицы, остальные, чтобы добиться успеха, пашут в поте лица. Не важно, музыка это, спорт или наука.

28
-3

Не знаю как у Вас, а в нашей музыкальной школе при поступлении обязательно проверяли наличие слуха

+1
Ответить

От души!

0
Ответить
Прокомментировать

Не думаю, что при полном отсутствии музыкального слуха можно получать наслаждение от музыки. В какой-то мере он есть у каждого (по крайней мере, какая-то его разновидность)... Я бы даже предположил, что даже глухие, при сильно громкой музыке, могут ощущать звуковую волну телом, что, по сути, тоже есть разновидностью музыкального слуха - чувство ритма.

С другой стороны, если взять Бетховена, который был глухим. Был ли у него музыкальный слух после того как он оглох? А главное, получал ли он удовольствие от музыки которую писал/играл? 

По второму вопросу (пошла копирка википедии):

Музыкальный слух это совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки.

Разновидности музыкального слуха

относительный (или интервальный) слух — способность определять звуковысотные отношения, — то есть расстояние между нотами в мелодии, гармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыканта, его развитие входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта.

абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука; эта способность позволяет музыканту определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту звука; способность определять высоту звука поддаётся тренировке, после прослушивания эталонного звука эта способность появляется у любого опытного музыканта и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ, поэтому развитие абсолютного слуха не входит в обязательную программу подготовки музыканта, в отличие от более важного относительного слуха; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков.

внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;

мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;

гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;

ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;

полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;

интонационный слух— способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;

ритмический слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить;

тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;

фактурный слух — способность воспринимать нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;

архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Вадимъ Романюкъотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
-1
Прокомментировать

Я считаю, что музыкальный слух безусловно должен присутствовать. Я не утверждаю, что без него нельзя научится играть, но определенные трудности человек все же будет испытывать. И первой (а также и самой главной) проблемой будет чувство ритма и такта. Потому что именно с эти и сталкиваются те, кому "медведь на ухо наступил".

3
-1

А вот тут я с вами не согласен. У меня совершенно не развит музыкальный слух, но у меня с детства абсолютный ритмический слух. В юности был ударником в ВИА.

0
Ответить
Прокомментировать

Рассмотрим требование "научиться играть для себя" в двух плоскостях:

  1. Играть по нотам. Это доступно каждому, достигается многократной игрой по нотам же. Грубо говоря, чтобы научиться бегло читать на иностранном языке, надо прочесть на нём энное количество книг.

  2. Подбирать по слуху. Вот с этим сложнее. Видел выпускников музшкол, которые: а) либо с явным трудом подбирают мелодию одной рукой, а потом с аналогичным трудом подбирают аккорды б) не умеют ни того, ни другого. 

Я не умею бегло играть по нотам, но самостоятельно научился подбирать в классе 2-м. Слышу популярную мелодию - сразу сажусь и играю, включая аккомпанемент с последующей импровизацией. Слух у меня относительный, кстати, не абсолютный.

Помню, что начинал с одной руки ("та-ак, как там звучит песня про "Боль моя, ты покинь меня" из фильма про Штирлица? до, а потом? куда-то вниз. фа? нет, не похоже. о, ми! а потом? опять до? нет, не то. си!" и так далее), потом исходя из "похожести" и гармоничности - это уже, вероятно, функция музыкального слуха - подбирал аккорды. 

Потом научился раскладывать аккорд на две руки. Потом неосознанно открыл для себя септаккорды, до того, как о них рассказала учительница сольфеджио

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью